Что означает крестик в вязании крючком

Из этой статьи вы узнаете:

Как читать схемы для вязания крючком?

Схемы существенно упрощают жизнь вязальщицам, иногда визуальное изображение узора настолько наглядно, что к описанию можно даже не обращаться. Но для многих чтение схем составляет некоторую сложность, поэтому мы постарались все разложить по полочкам и подготовили несколько полезных советов по этой теме!

Для того, чтобы вы не читали тонну ненужной информации, мы собрали воедино несколько основных правил для чтения схем крючком:

1. Схемы для обыкновенного вязания (не кругового) читаются снизу вверх, для кругового из центра к краю
2. Нечетные ряды читаются справа налево, а четные наоборот

3. Круговые ряды читаются справа налево

4. Как и в вязании спицами, в схеме для крючка существует раппорт (повторяющийся фрагмент рисунка)

5. Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть «правило круга», которое относится к круговому вязанию. Мы уже сказали о том, что начинать здесь нужно с центра, постепенно расширяясь. Вяжется круг с помощью петель подъема, которые и увеличивают радиус изделия. Чтобы вязание по кругу получалось ровным, необходимо пользоваться этим «правилом круга»: число столбиков, прибавляемых в ряду, должно равняться числу столбиков в первом ряду.

У всех схем есть свой язык — условные обозначения, которые помогают быстро ориентироваться в иногда очень объемном рисунке.

Этот знак обозначает воздушные петли, которые в основном служат для набора первого ряда и начала вязки

Условные обозначения вязания крючком

В этой статье расскажу вам про условные обозначения вязания крючком. По сути, — это стилизованные изображения используемых в схемах элементов вязки при помощи знаков.

Подробнее про Условные обозначения вязания крючком читайте сегодня.

Они являются своеобразным алфавитом в языке, на котором общаются между собой рукодельницы.


От умения правильно расшифровывать условные обозначения вязания крючком во многом зависит возможность вязальщицы совершенствовать свое мастерство.

Впервые условное обозначение вместо элементов, которые используются при вязании крючком, было применено в Голландии. Здесь в начале 19 века была издана книга, в которой были опубликованы узоры по вязанию.

Вскоре возникла необходимость ввести унифицированные значки, которые были бы понятны рукодельницам разных стран. Первые стандартизированные схемы появились уже в середине 19 века.

С течением времени стали популярны две основные системы обозначений: американская и английская.

В первом случае применяются стилизованные графические изображения петель.

Английские условные обозначения вязания крючком представляют собой аббревиатуры английских названий используемых в схеме элементов.

Однако, несмотря на существования унифицированных обозначений, один и тот же элемент вязки крючком может иметь несколько различных графических изображений.

Опытные рукодельницы должны уметь расшифровывать схематические описания изделий вне зависимости от того, какие именно условные обозначения вязания крючком в них используется.

Обозначение петель при вязании крючком и их комбинаций

Любое полотно начинают вязать с начальной воздушной петли. На схемах её принято обозначать в виде черной окружности или точки . В некоторых случаях возникает необходимость сделать начальную петлю вытянутой.

Тогда на схеме вместо нее рисуют овал . Если изделие начинается с выполнения замкнутой цепочки из возд. п., то её изображают в виде непрерывной или состоящей из кружков окружности с цифрой посередине, которая указывает на количество петель в цепочке.

Кружок, в котором не указана цифра, обозначает начальное кольцо из пряжи.

Цепочка из нескольких возд. п., расположенных перпендикулярно направлению вязания, является условным обозначением петель подъема.


Арки из возд.п. в схеме рисуют в виде дугообразной линии с цифрой под ней или в виде последовательности из кружков.

Если на схеме узора изображены треугольник , полукруг , перевернутая капелька (иногда с цифрой внутри) или маленькая окружность из кружков, то это означает, что здесь необходимо выполнить пико. Цифра внутри обозначает количество воздушных петель.

Обозначения в схемах вязания крючком: столбики

Условные обозначения вязания крючком в основном состоят из различных комбинаций столбиков и полустолбиков. Они могут изображать элементы с накидами или без, скрещенные или пышные, выпуклые или вогнутые, вывязанные из одной петли или сходящиеся в одну петлю.

На схемах соед. ст. или полуст. б/н обозначается в виде половины окружности. Ст. б/н могут иметь графическое изображение в виде плюса +, крестика × или маленькой буквы . Большая буква или вертикальная черточка ǀ расшифровываются как полуст. с/н.

Столики с одним и более накидом изображаются в виде буквы т или вертикальной палочки с горизонтальными насечками на ней.

Количество насечек соответствует количеству накидов, которые необходимо сделать при провязывании элемента.

Если столбик должен быть утопающим или изнаночным, то есть располагающимся перед работой, то его рисуют аналогично обычному, но с закруглением в нижней части в виде полукруга открытого с правой стороны .Выпуклый или лицевой столбик, то есть расположенный за работой, имеет снизу полукруг, открытый слева .

– обозначение горизонтального столбика. Количество точек над стрелкой указывает сколько возд. п. нужно выполнить перед накидом и сколько ст. с/н нужно провязать из петель цепочки.

Столбики с общей вершиной называют также незавершенными столбиками. Их обозначают в виде сходящихся в одной точке линий. Количество горизонтальных насечек на каждой линии равно числу накидов при провязывании элемента.

Условное обозначение вязания крючком пышного столбика похоже на обозначение незавершенных ст. но в этом случае элементы имеют не только общую вершину, но и общее основание .

Если необходимо выполнить перекрещенные ст., то на схеме их обозначают в виде скрещенных линий или .

Точки между нижними концами линий указывают в какие петли основания следует вводить крючок при выполнении элемента.

Точки между верхушками скрещенных ст. символизируют число возд. п. между скрещенными ст.

Зная эти условные обозначения вязания крючком, легко расшифровать большинство остальных графических изображений.

Так, например, пучок столбиков , исходящих из одной точки, символизирует элементы, которые следует вывязывать из одной петли основания.

Как читать схемы вязания крючком? Условные обозначения: уроки вязания

Освоив вязание крючком, мастерицы с удовольствие приступают к воплощению в жизнь своих творческих фантазий. Существует множество разнообразных рисунков – стоит только выбрать и начать работать. Для того чтобы они не вызвали затруднений, надо научиться читать схемы вязания крючком. Тогда даже начинающая рукодельница справится с самым затейливым ажуром.

Особую сложность может вызвать вязание крючком с описанием моделей на иностранном языке. Но условные обозначения в большинстве случаев стандартны. И, понимая их смысл, с узором справиться достаточно легко.

Схема в виде прямоугольника

Схемы бывают прямоугольные и круговые, разделяют их по направлению вязания, которое указывается стрелкой. Читают рисунок с правого нижнего угла, именно оттуда начинается первый ряд. Нечетные ряды идут справа налево, а четные — наоборот.

Получается, что изделие вяжется змейкой. Работу необходимо разворачивать перед каждым новым рядом и выполнять несколько воздушных петель для подъема, иногда на схемах их не обозначают. Поворот также не показывается, поэтому он просто предполагается.

Круговая схема

Как читать схемы вязания крючком, если они круглые? Это делают от середины к краям и против часовой стрелки. Первый ряд, как основа, состоит обычно из столбиков без накида. Конец ряда замыкается соединительным столбиком, а следующий ряд начинается с подъемных петель. Если предусмотрено вязание по спирали, то их не делают.


Чтобы начать работу над первым рядом, вяжется цепочка из воздушных петель и замыкается в круг с помощью полустолбика. Необходимое количество обозначается цифрой в самом центре схемы. Если это не указано, вяжем на глазок, обычно требуется 6–8 петель.

Кольцо амигурами

Вместо круга из цепочки можно выполнить скользящую петлю, тогда в центре не будет свободного места, это необходимо для вязаных небольших игрушек или мотивов. Еще ее называют кольцо амигурами. На схемах, обычно японских, обозначается как круг, внутри которого иероглиф.

Итак, алгоритм прост:

  1. Делаем из нити кольцо, для этого наматываем ее на два пальца и, придерживая, чтобы оно не распустилось снимаем.
  2. Подхватываем основную нить и вытягиваем петлю.
  3. Делаем полустолбик – фиксируем начало ряда.
  4. Провязываем первый ряд, и, потянув за свободный хвостик затягиваем скользящую петлю.

Воздушная петля

Стандартные условные обозначения вязания крючком представлены в таблице:

Первый основного элемент, который обозначается как овал или круг – это воздушная петля. Обычно он не закрашен в центре, но иногда на схемах она изображается как жирная черная точка.

Соответственно, цепочка из петель выглядит как ряд овалов, в сложных схемах ее обозначают аркой. Цифра в центре означает количество петель.

Полустолбик

Элемент используется в основном для соединения деталей или окончания ряда. Еще его называют соединительный или глухой столбик. Зная, для чего он применяется, определить его на схеме очень просто. В рисунках его изображают маленьким полукругом или точкой, еще встречается как небольшой горизонтальный штрих или перевернутый треугольник. Иногда он показан как знак «+».


Столбик без накида

Начнем с самых простых приемов, чтобы освоить рукоделие. Вязание крючком полотна или сложного рисунка предполагает использование столбика без накида. На схемах он изображается как «+», вертикальная черта или «х».

Один их простых приемов на самом деле имеет несколько вариантов исполнения в зависимости от того, каким образом вводится крючок в предыдущий ряд: нить подхватывается через переднюю или заднюю полупетлю. Обозначается как «х» и полукруг, в основании выгнутый, соответственно, вниз или вверх.

Более сложные способы вязания столбика без накида не имеют характерных определяющих знаков и объясняются в описании.

Полустолбик с накидом

Этот прием вязания крючком выполняется как столбик с накидом, требующий одновременного провязывания трех петель на крючке. Это элемент на схемах выглядит как буква «Т».

Столбик с накидом

В зависимости от количества накидов столбик может быть разной высоты. На схемах он выглядит как вертикально расположенная черта, а количество необходимых накидов показывается горизонтальными или под наклоном штрихами.

Зная, как читать схемы вязания крючком, можно освоить рельефные узоры. В них, столбики с накидом бывают выпуклыми или вогнутыми. Лицевые (выпуклые) выполняют с подхватом нити под нижний столбик, так чтобы столбик нижнего ряда располагался над крючком. Для изнаночных (вогнутых) столбиков необходимо, чтобы он находился под ним. Графически обозначают как столбик с накидом, но внизу с полукругом, повернутым, соответственно, в правую или левую сторону.

Незаконченные столбики с накидом

Перейдем к более сложным приемам, которые основываются на предыдущих простых элементах. Незаконченные столбики с накидом требуются не только для сложных рисунков, но и для убавления петель.

На схемах они обозначены как несколько столбиков с накидом (количество зависит от необходимости), соединенных сверху.

Пышный столбик

Рельефные узоры выглядят эффектно. Как читать схемы вязания крючком, если возникло желание освоить именно их, рассмотрим подробнее. Часто в таких рисунках присутствует обозначение в виде капли. Это пышный столбик, который можно выполнить двумя способами:

  1. Делают накид и вытягивают рабочую нить на необходимую длину, оставляя три петли на крючке, повторяют еще два раза. Затем протаскивают нить через все петли, далее пышный столбик закрывают провязыванием одной петли.
  2. Делают пять незаконченных столбика из одной петли, затем закрывают все петли одновременно.

Этот интересный элемент выполняется при всей своей кажущейся сложности достаточно просто. Следует связать пять столбиков с накидом из одной петли, а затем протянуть нить через петли первого и последнего столбика. Таким образом, получается отверстие посредине. Встречается также название «кукуруза».

Пико из трех воздушных петель

Наверняка рукодельниц интересует, как читать схемы вязания крючком воздушных рисунков и обвязки края, в которых встречается изображение небольшой, заостренной внизу капли. Этот распространенный прием называется пико, делается следующим способом: столбик без накида, затем три воздушные петли, и в ту же петлю предыдущего ряда выполните еще один столбик без накида.


Тунисское вязание

Специальная техника предполагает работу только с лицевой стороны, способом набора петель. На схемах оно выглядит как вертикальная черта, над которой находится волнообразная линия. Необходим крючок с длинной ручкой, на конце которого предусмотрена шляпка, чтобы петли не спускались.

  1. Через первую петлю протягивают нить и, оставляя ее на крючке, набирают таким образом петли всего ряда.
  2. Теперь ряд следует закрыть: протягивают рабочую нить через первую петлю, а затем через следующие две. Попарно провязывая петли, доходят до конца ряда.
  3. Следующий ряд снова необходимо петли набрать. Крючок вводят под протянутые петли предыдущего ряда и вытягивают новые петли.
  4. Последний ряд необходимо провязать соединительными столбиками, чтобы край полотна держал форму.

Трикотаж получается плотный, он практически не растягивается и отлично подходит для юбок или пальто.

Учиться понимать условные обозначения вязания крючком и выполнять их лучше всего на практике. Начинать следует с самых простых рисунков, отрабатывая на них навыки выполнения различных элементов.

Условные обозначения петель при вязании крючком

Условные обозначения при вязании крючком — это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

Нужно взять одну из наиболее подробных таблиц с обозначениями, распечатать ее и внимательно изучить. Не надо пугаться большого количества непонятных значков. При ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что обозначения в схемах вязания крючком лишь вначале выглядят пугающе, однако при небольшом пояснении все становится ясно и просто. Многие из представленных в таблицах элементов исполняются похожим образом. А в основе выполнения всех, даже самых сложных элементов, лежат простейшие базовые петли. Их мы подробно рассмотрели в нашей статье для начинающих вязать крючком.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Категории товаров

В вязании крючком много условных обозначений, используемых для написания схем. Все знают как на схеме обозначаются воздушные петли или столбики с одним или более накидами. Но вот недавно я встретилась с работой в которой было много до сих пор не используемых мной приемов вязания. Поэтому для себя решила написать, некую шпаргалку с описанием условных обозначений и техникой их выполнения. Надеюсь и вам пригодится моя шпаргалочка.

Начнем с самых простых до более сложных:

— Петля подъема — воздушная петля — полустолбик

— Столбик без накида

— Столбик с одним накидом

— Столбики с двумя, тремя и четырьмя накидами. Количество палочек на колонке указывает на количество накидов на нем.

— Вогнутый столбик с накидом — рельефный столбик (за работой)

— Выпуклый столбик с накидом — рельефный столбик (перед работой)

— рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю. Для рогатки столбики вводят в одну петлю основания.

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей вершиной

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей основой и общей вершиной.

— Двойной и тройной недовязанный столбики с накидом

— Пышный столбик

— Пышный недовязанный столбик — переименованный столбик с накидом — скрещенный столбик с накидом

— Пико обычное

— пико вниз

Крючком вяжут в одном направлении или рядами вперед — назад. Вязание в одном направлении происходит по-кругу. Любое вязание крючком начинается с вязания цепочки.

Вязание петель цепочкой или воздушными петлями.

Конец нити положите на указательный палец левой руки (рис.1).

В правую руку возьмите крючок, так, чтобы загнутая часть крючка смотрела на вас. Пропустите крючок под нить, которая находится на указательном пальце левой руки, захватите ее и поверните крючок с ниткой против часовой стрелки, так, чтобы сделать полный оборот. Перекресток нитей, которое образовалось удерживайте пальцем левой руки. Крючок снова пропустите под нить, которая находится на указательном пальце левой руки (рис.2).

Захватите нить крючком, протяните ее через перекрещенные нити и затяните. Первая петля цепочки готова.

Для вывязывания следующих петель пропустите крючок под нить, которая лежит на указательном пальце левой руки, захватите ее и протяните через первую петлю и так далее (рис. 3).

Воздушная петля служит началом вязания, образуя цепочку из воздушных петель, который является подготовительным рядом и применяется в вязании всех узоров.

схема 1

чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее можно выполнить более толстым крючком и утолщенными нитями.

— полустолбик без накида

На полустолбики без накида используются для вязания плотного и ровного края изделия, для соединения цепочки в круг, а также для соединения отдельных деталей между собой. полустолбик соответствует одной петле подъема. Вязание полустолбика: цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите одну воздушную петлю, введите крючок в третью петлю от начала ряда, начиная счет с воздушной петли, и проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки. Захватите нить крючком и протяните ее через петлю цепочки (рис 4). Теперь на крючке две петли. Петлю, которую вы извлекли (на рисунке слева) протяните через воздушную петлю (на рисунке справа).

Примером использования полустолбика в вязании может быть вот такой узор:

Он достаточно прост в исполнении, в нем используются только повитрни петли и полустолбикы, но выглядит очень эффектно.

— Столбик без накида

Столбик без накида называют коротким столбиком. Ему отвечают две петли подъема. Столбик без накида вяжется аналогично полустолбика. Отличие между ними в том, что когда на крючке образовалось две петли как показано на рис.4, введите крючок снова под нить на указательном пальце левой руки и захватите ее (рис.5). Протяните нить через две петли. Столбик без накида готов (рис.6).

Для вывязывания второго столбика без накида введите крючок в следующую за первым столбиком петлю и вяжите как описано выше.

— Столбик с одним накидом

Цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите три воздушные петли для подъема и сделайте накид. Для этого проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки и захватите нить (рис.7).

Крючок с накидом введите в четвертую петлю цепочки, захватите нить и протяните ее через петлю. На крючке образовалась петля, накид и петля, то есть три петли, как на рис.8.

Провяжите двух раз эти три петли. Сначала провяжите петлю и накид вместе, для этого захватите нить крючком и протяните ее через петлю с накидом. Теперь на крючке две петли (рис.9)

Захватите еще раз нить крючком и протяните ее через эти две петли. Вот и готов столбик с накидом.

Аналогично вяжутся столбики с большим количеством накидов. Следует помнить, что для столбика с одним накидом три петли вяжутся по два раза (по две за раз), с двумя накидами будет на крючке четыре петли, которые нужно провязать по три раза по две за раз. Соответственно чем больше накидов, тем больше раз вы будете провязуваты петли. Еще одним отличием является большее количество петель подъема. Количество петель увеличивается пропорционально количеству накидов. Схематично на рис. 11.

Многие узоры составлены именно с использованием таких столбиков. Примером могут служить вот такой:

Полустолбик с накидом

полустолбик с накидом вяжется так же как и столбик с накидом. Отличие в том, что когда на крючке образовалось три петли: петля, накид, петля (как на рис.8), то дальше нужно провязать эти три петли вместе за один раз. Для этого захватите нить и протяните ее сразу через три петли (рис. 10).

— Выпуклые и вогнутые столбики (рельефные столбики)

Выпуклые и вогнутые столбики — это те же столбики с накидом, в чем их отличие? Вяжущие выпуклые или вогнутые столбики, крючок пропускают не из петлю предыдущего ряда, а между столбиками предыдущего ряда. Выпуклый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с лицевой стороны, при этом столбик оплетают сзади (рис.12)

А вогнутый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с изнаночной стороны, при этом столбик оплетают спереди (рис. 13).

«Рачьи» петли или «Рачий шаг»

Для обработки краев часто используют «Рачий шаг». С его помощью край изделие будет крепче, да и внешний вид края изделия будет выглядеть более аккуратным. В отличие от всех других видов петель, «Рачий шаг» выполняется только слева направо. Крючок введите под петлю от себя, захватите нить снизу и вытяните ее так, чтобы она была перед петлей, которая находится на крючке, затем провяжите обе петли вместе. (Рис.14)

Длинные или вытянутые петли

Длинные или вытянутые петли вяжутся следующим образом: свяжите цепочку из воздушных петель и на ней ряд столбиков без накида. Верните вязания в другую сторону. Перед вывязыванием долгой петли возьмите вязание в правую руку, подведите большой палец левой руки под основную нить и отведите его на себя, вытягивая длинную петлю. Теперь возьмите вязание в левую руку, так, чтобы нить легла на указательный палец левой руки. Крючок введите в петлю ряда, которая лежит левее вытянутой петли. Проведите крючок под нить, лежащую на указательном пальце левой руки и провяжите столбик без накида (Рис.15). Освободите большой палец. Теперь можно вязать следующую петлю. Следующий ряд, после ряда с вытянутыми петлями, вяжите столбиками без накида, чтобы закрепить вытянутые петли. Для продолжения ряды нужно чередовать.

Вязание по кругу (круговое вязание).

Для выполнения большинства вязаных игрушек крючком необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком без накида в кольцо. Для этого проведите крючок через первую петлю цепочки, зацепите нить и протяните ее через две петли (Рис.16).

Кольцо обвяжите столбиками без накида, проводя крючок в центр кольца. Всего нужно провязать одну воздушную петлю для подъема и 7 столбиков без накида, чтобы получилось 8 столбиков. Выполнив восьмой столбик, введите крючок в воздушную петлю, из которой вы начали ряд. На крючке образуется две петли. Проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки, слегка касаться ее и протяните через эти две петли, закрыв тем самым первый ряд круга. Второй ряд и все последующие начинайте также с воздушной петли. Во втором ряду свяжите одну воздушную петлю и 15 столбиков без накида, то есть всего 16 столбиков, вывязывая на каждой петле по два столбика. Закончите второй ряд полустолбиком без накида, соединив петлю пятнадцатого столбика с воздушной петлей начала второго ряда. Все последующие ряды также начинайте с одной воздушной петли и заканчивайте полустолбиком без накида. Число столбиков в каждом ряду равно числу столбиков предыдущего ряда плюс 8 столбиков, если учесть, что первый столбик в каждом ряду — это воздушная петля. Схема вязания круга и условные обозначения на (Рис.17):

1 ряд 8 столбиков 2 ряд 16 столбиков 3 ряд 24 столбика 4 ряд ​​32 столбика 5 ряд 40 столбиков

Промежуток между приложениями также увеличивается постепенно: 2 ряд — в каждой петле вывязывать 2 столбика, 3 ряд — в каждой второй петле вывязывать 2 столбика, 4 ряд ​​- в каждой третьей петле вывязывать 2 столбика, 5 ряд — в каждой четвертой петли вывязывать 2 столбика и так далее.

Строение петли

При вязании крючком петли связанных столбиков закреплены и имеют форму косички, которая является основанием для вывязыванием следующего ряда. Петля косички состоит из задней и передней стенок (рис.18). петля находится на стержне крючка, называется ведущей петлей и в расчет петель она не входит. Если в описании 1-го ряда узора написано «вяжите столбик в пятом петлю цепочки», то это означает, что нужно отсчитать от петли на крючке четыре петли цепочки и ввести крючок в следующую петлю.

Рогатка з двух столбиков з накидом

Для создания рогатки вяжут сначала один столбик с накидом, а затем второй в ту же петлю. Между ними можно вывязывать воздушные петли, согласно выбранной вами схемы. Схематически их можно посмотреть на рис. 19,20.

рис. 19

рис. 20

Аналогично этому в одну петлю можно провязывать от двух до девяти столбиков с накидами. (Рис. 21)

рис. 21

Примером рогатки из двух петель может быть такой узор:

На этом узоре рогатка в перевернутом виде — столбики имеют разные основы, но одну вершину:

— Двойной и тройной недовязанный столбики с накидом

На 2 петлях основы вязания выполняют два недовязанный столбики с накидом, а затем провязують их вместе. Для этого сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, вытягивают нить, делают 2-й накид и провязують 2 петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). На следующей петле основания выполняют 2-й недовязанный столбик. Делают накид и в один прием провязывают все три петли на крючке. Опять набрасывают нить на крючок и провязывают петли, закрепляя вершину столба. Рис. 22

Тройной недовязанный сокращеный столбик выполняется аналогично предыдущему только на трех петлях основы. Рис.23

рис.23

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей основой и общей вершиной.

Двойной столбик. Сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают и извлекают нить (как при вязании столбика с накидом), набрасывают нить на крючок и провязывают две петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). Вышел недовязанный столбик с накидом. Опять делают накид и по той же петлю основания провязывают второй недовязанный столбик. потом еще раз делают накид и провязывают все 3 петли на крючке. Рис.24

рис.24

Тройной столбик. Выполняется по принципу двойного, только в одну петлю основания провязывается три недовязанный столбики с накидом. Вертикальная стрелка на рис. 25 показывает куда следует вводить крючок.

рис.25

Количество столбиков при таком вязании может быть больше. В основном этот прием используют при вязании цветочных узоров для вывязывания сердцевины цветка.

— Пышный столбик

Пышном столбике соответствует 3 или 4 петли подъема: делают накид, крючок вводят в цепочку предыдущего ряда и вытягивают петлю длиной 1-1,5 см (так повторяют 3-5 раз в ту же петлю предыдущего ряда). Чем больше накидов, тем пышнее столбик. Сделав последний накид, протягивают нить через все петли и наброски на крючке. Для закрепления пышного столбика накидывают на крючок и провязывают петлю на крючке. Вертикальная линия на рис. 26 показывает, куда следует вводить крючок.

рис.26

— Пышный недовязанный столбик

Используют в цветочных узорах для вывязывания сердцевины цветка. Так же как и в пышном столбике вытягивают длинные петли через 1 петлю основания и делают наброски между ними. Петли, находящиеся на крючке, а не провязывают. Затем, выполнив 2-4 пышных недовязанный столбики, набрасывают нить на крючок и в один прием провязывают все петли на крючке.


— Переименованный столбик с накидом

Вывязывается два столбика с накидом накрест: сначала на второй петле основания, а затем на первой. Рис. 27

рис.27

— Скрещенный столбик с накидом

Ему отвечают 5 петель подъема. Сделав 2 наброски, вводят крючок в шестую петлю цепочки, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 4 петли). Подхватывают рабочую нить (Рис.28) и провязывают 2 петли (на крючке 3 петли). НЕ провязывая петли на крючке, делают накид, вводят крючок в петлю основания через одну петлю слева от 1-го столбика, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 5 петель). Далее, подхватывая рабочую нить (рис.28б), поочередно провязывают по 2 петли 4 раза (на крючке остается 1 петля). Делают 1 воздушную петлю, накид и вводят крючок в центр столбика, захватывая 2 нити (рис.28в), подхватывают рабочую нить и протягивают ее через 2 нити центра столбика (на крючке 3 петли). Подхватывая рабочую нить, 2 раза провязывают по 2 петли (рис.20г). Эти столбики могут представлять самостоятельный узор и входить в комбинацию с другими столбиками.

— Пико обычное

Делают 4 воздушные петли, затем вводят крючок во вторую воздушную петлю, захватывают и извлекают нить, после чего накидывают нить на крючок и провязывают еще одну воздушную петлю.

Примером использования пико в узорах может быть такой узор:

— піко вниз

Выполняют как пико обычное, только цепочка из воздушных петель возвращают вниз. Для этого, связав цепочку из 4 воздушных петель, захватывают его большим и указательным пальцами левой руки, слегка оттягивая вниз, а крючок движением от себя вводят во вторую петлю цепочки, захватывая и вытягивая нить. Далее провязывают еще одну воздушную петлю.

Раппорт модель.

Рисунок узорчатого полотна обычно состоит из повторяющихся одинаковых элементов. Часть узора, которая повторяется, называется мотивом или рапортом узора. На схемах раппорт выделено * … * — звездочками. Для того чтобы элементы узора были расположены симметрично и для кромки, обычно в начале или в конце ряда выполняют столбики в дополнительные петли (число этих петель дано в описании каждого узора. Кромки петли входят в это число). Для записи узора можно пользоваться не только текстом, но и схемой. Рассматривают схему снизу вверх. Все нечетные ряды (1, 3, 5-й и т.д.) читаются справа налево, все четные ряды (2, 4, 6-й и т.д.) — слева направо. Закончив вязание мотива по высоте, продолжают вязать, читая схему с 1-го ряда (снизу вверх). Иногда узор повторяется с 2, 3 или 4-го ряда. Например: Узор 1: В этом узоре число петель должно быть кратно 9 (мотив узора плюс 2 дополнительные петли). Если в образце мотив узора повторяют 2 раза, то число петель в мотиве умножают на 2 и добавляют 2 петли.

Условные обозначения

Условные обозначения для вязания крючком в текстовых описаниях

ВП — воздушная петля

ПС — полустолбик (присоединительный столбик)

СБН — столбик без накида

С1Н — столбик с одним накидом

С2Н — столбик с двумя накидами

С3Н — столбик с тремя накидами

Условные обозначения для вязания крючком в схемах

7 комментариев к записи “Условные обозначения”

S U P E R . SPASIBO ! 🙂

Пожалуйста! Все для Вас!

Что значит »в пустоту’, не затрагивая вязания? Это как? Поясните подробнее.

Ната, обычно при вязании крючок мы вводим под обе стенки петли, или под одну стенку, иногда (при вязании рельефных столбиков) под ножку столбика, а в данном случае крючок вводится именно в пустоту — между столбиками предыдущего ряда.

Здравствуйте, я не поняла что значит знак к первой схеме ( с сердечками ) там последний ряд ,который заканчивает маленький лепесток ( двойной крестик ). Заранее спасибо

Здравствуйте! О каких сердечках идет речь? Напишите, пожалуйста, именно в той публикации.

Условные обозначения

Для облегчения понимания узоров разработаны схемы, составленные из условных обозначений петель. Они наглядно показывают взаимосвязь между отдельными элементами и рядами вязания. В более сложных вариантах узоров, наряду со схемами, обычно приводится описание вязания.

Ниже, около каждого изображения различных петель, дается их условное обозначение, применяемое в схемах, и описание вязания.

Первая (начальная) петля

Для того чтобы сделать первую петлю, надо набросить нить на указательный

палец левой руки, подвести под нитку бородку крючка и повернуть его на 360 градусов. Затем нужно подхватить продолжение нити, лежащей на пальце, и протянуть ее через петлю (рис. 1) Таким образом будет связана начальная петля, на которую следует обратить особое внимание: она не должна быть слишком тугой, чтобы не затруднять скидывание следующей петли, но и не слишком просторной, потому что это может исказить вывязываемый мотив.

Более подробно посмотреть, как вывязывать первую петлю, можно в уроках по вязанию крючком.

или Воздушная петля

под рабочую нить, подхватить ее бородкой крючка и протянуть через начальную петлю (рис. 2). Вновь образованная петля носит название воздушной. Продолжая вязать новые петли, получим цепочку, которая является основой любой работы при вязании крючком (рис. 3).

Более подробно посмотреть, как вывязывать воздушную петлю и делать первоначальную цепочку, можно в уроках по вязанию крючком.

или Соединительная (вспомогательная) петля

Для ее получения крючок вводится в петлю цепочки или предыдущего ряда, захватывает нить и протягивает ее сразу через петлю цепочки и петлю, находящуюся на крючке (рис. 4).

Этой петлей часто пользуются для завершения очередного ряда при вязании квадратов от центра, при убавлении рядов, для соединения отдельных элементов вязания.


Более подробно посмотреть, как вывязывать соединительную петлю , можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик без накида (плотная петля)


Столбик без накида вывязывается на петлях цепочки или предыдущего ряда аналогично соединительной петле, с той лишь разницей, что крючок, введенный в петлю, захватывает нить, которая не провязывается сразу, а остается на нем. Таким образом на крючке образуются две петли, и если протянуть через них рабочую нить, то получится столбик без накида (рис. 5).

Особо плотную и рельефную вязку можно получить, провязывая столбики следующим образом: нитку нужно вытянуть сначала через задний край петли предыдущего ряда, а затем через передний, на крючке образуется 3 петли, которые провязываются за один прием. Такой столбик называется двойным столбиком без накида.

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик без накида, можно в уроках по вязанию крючком.

Полустолбик с накидом

Для выполнения полустолбика нить накидывают на крючок, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю. На крючке, таким образом, находятся две петли с накидом между ними. Снова зацепляют нить и протягивают ее сразу через все петли (см рис 6.

Более подробно посмотреть, как вывязывать полустолбик с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с накидом

Для выполнения этого столбика нить накидывают на крючок, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю. На крючке, таким образом, находятся две петли и между ними накид. Эти петли провязывают в два приема. Сначала одну петлю и накид, затем вновь образованную петлю и петлю, оставшуюся на крючке (см рис. 7).

Столбик можно связать более пышным: для этого делают накид, затем вытягивают не обычную, а длинную петлю (как при вязании пышных столбиков) накид провязывают, образуя узел у вершины столбика.

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с двумя накидами

Для получения такого столбика нить накидывают на крючок 2 раза, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, вытягивают петлю и провязывают вместе каждые две петли аналогично столбику с накидом (см рис. 9).

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик с двумя накидами, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с тремя и более накидами

Такой столбик вяжется аналогично столбику с двумя накидами, но на крючок накидывают нить столько раз, сколько накидов указано в схеме. Затем крючок вводят в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю и все имеющиеся на крючке петли провязывают попарно.

Два или более столбика в одной петле (ракушка)


Для выполнения этих столбиков делают накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, вытягивают новую петлю. Провязывают столбик с накидом, затем делают накид и вводят крючок в ту же петлю, снова вытягивают петлю и провязывают второй столбик с накидом; так вяжут столько столбиков, сколько требуется по схеме (рис. 9).

Аналогично вяжутся столбики с двумя и более накидами.

Более подробно посмотреть, как вывязывать несколько столбиков с накидами в одну петлю, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбики, связанные вместе

Для выполнения этого элемента все столбики (без накида или с любым количеством накидов) вяжут так, чтобы последняя петля каждого столбика оставалась на крючке — всего их должно быть столько, сколько столбиков, плюс одна основная петля.

Зацепляют нить и протаскивают ее сразу через все петли на крючке, затем можно провязать одну воздушную (закрепляющую) петлю. Столбики можно вывязывать из одной петли предыдущего ряда (рис. 11) или из разных (рис. 12).

или Рельефный столбик (выпуклый и вогнутый столбики)

Такие столбики употребляются, когда требуется выпуклая вязка. Для ее выполнения крючком обвивают столбик предыдущего ряда, вытягивают петлю и вяжут столбик с нужным числом накидов. Рельефные столбики могут быть выпуклыми и вогнутыми.

1. Выпуклые столбики ( ) Для их выполнения крючок вводят справа налево, обвивая столбик предыдущего ряда спереди (рис. 13 а и б).

2. Вогнутые столбики ( ) Для их выполнения крючок вводят справо налево, обвивая столбик предыдущего ряда сзади (рис. 14 а и б).

Более подробно посмотреть, как вывязывать рельефные столбики с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

или или Пико (узелок)

Пико используется для украшения узоров. Чтобы его выполнить, вяжут три воздушные петли, крючок вводят в первую петлю получившейся цепочки и соединительной петлей завершают пико (рис. 15). Это самый распространенный вид пико.

Пышный столбик

Для образования пышного столбика делают накид, вводят крючок в петлю

предыдущего ряда, вытягивают длинную петлю (1—2 см), снова делают накид и вытягивают длинную петлю; так повторяют до требуемой величины пышного столбика, затем все петли провязывают одновременно и закрепляют их воздушной петлей (рис. 16).

Воздушная вытянутая (длинная) петля

Для ее выполнения петля вытягивается на длину 1 — 1,5 см (рис. 17 а) и провязывается; затем крючок вводится под верхнюю нитку, вытягивается рабочая нить (рис. 17 б) и провязывается, закрепляя длинную петлю. (рис. 17 в).

Это дает возможность петле держать форму овального колечка (рис. 17 г).

Скрещенные столбики

Для получения скрещенных столбиков вначале делают два накида на крючок и, введя его в петлю предыдущего ряда или цепочки (рис. 18 а), провязывают один столбик с накидом (на крючке остается накид и петля).

На крючок снова делают накид и, пропустив на цепочке одну петлю, на следующей провязывают все петли, лежащие на крючке, попарно, в четыре приема (рис. 18 б), каждый раз захватывая рабочую нить. Затем вяжут одну воздушную петлю и завершающий столбик с накидом на месте скрещивания столбиков (рис. 18 в).

Вытянутые столбики без накида

Такие столбики применяются обычно при вязании нитками разного цвета. Вначале вяжут несколько рядов столбиками без накида, нитками одного цвета, затем ниткой другого цвета вяжут 2 столбика без накида — крючок вводят под края обеих петель предыдущего ряда. При вязании каждого следующего столбика крючок вводят на один ряд ниже (выше), вытягивают петли соответствующей длины и вяжут столбики без накида в соответствии с рисунком (рис. 19).

Более подробно посмотреть, как вывязывать вытянутые столбики , можно в уроках по вязанию крючком.

Эта вязка используетcя в основном для завершающего ряда изделия. Не поворачивая работу, следует вязать столбиками без накида в обратном направлении слева на право. Крючок вводят под оба края петли, зацепляют нитку и вытягивают петлю, потом еще раз захватывают нитку и провязывают обе петли вместе (рис. 20).

Более подробно посмотреть, как вывязывать «рачий шаг», можно в уроках по вязанию крючком.

Ряд, провязанный «рачьим шагом», придает краю изделия особую прочность и не дает ему растягиваться.

Этот завершающий ряд можно связать несколько иначе, вывязывая по одной воздушной петле между петлями, провязанными в край (рис. 21).

Бахрому можно вязать двумя способами: с лицевой и изнаночной стороны.

Условные обозначения на схемах и сокращения

Условные обозначения — это универсальная форма записи узора для вязания, поэтому часто вместо словесного описания узоров с сокращениями используются специальные условные обозначения, или символы.

Каждый символ схематически представляет петлю в том виде, который она имеет с лицевой стороны работы. Например, вертикальный штрих обозначает лицевую петлю, а горизонтальный штрих используется как условное обозначение изнаночной петли. В лицевых рядах петли вяжут так, как они показаны на схеме, то есть вертикальные линии провязывают лицевыми петлями, а горизонтальные — изнаночными. При прочтении изнаночных рядов вяжут наоборот, то есть вертикальные линии считаются обозначением изнаночных петель, з горизонтальные линии представляют лицевые петли.

В схемах с условными обозначениями каждый квадрат соответствует 1 петле, а каждая строчка — 1 ряду. Ряды читаются снизу вверх. Обычно нечетные ряды пронумерованы справа от схемы; если нет никаких специальных указаний, значит, это лицевые ряды, и читаются они горизонтально справа налево. Цифры с левой стороны схемы обозначают изнаночные ряды, которые читаются слева направо. При вязании круговыми спицами по кругу все ряды читают справа налево.

Иногда на схеме изображается только 1 повторяющийся фрагмент узора (раппорт), в схемах для сложных узоров обозначают больше 1 раппорта, чтобы можно было представить, как будет выглядеть законченный мотив. Раппорт обозначается жирной линией, которая проходит через всю схему. Эта линия — эквивалент звездочки (*) или квадратных скобок [], используемых в описании узора.

Понятие о раппорте.

Узор можно записать текстом и в виде схемы.
Рисунок узорного полотна обычно состоит из повторяющихся элементов. Часть узора, которая повторяется, называется раппортом, или ритмом узора, и в тексте обозначается *-*.

Чтобы не загромождать запись, в звездочки заключаются не все петли по ширине раппорта, а только эта повторяющаяся часть. Петли, расположенные до звездочки, выполняются для симметрии в начале ряда, а расположенные после звездочек — в конце ряда. Определенная комбинация петель может повторяться несколько раз внутри раппорта.

Кроме текстовой записи узор можно прочитать с помощью схемы. Читается она снизу вверх. Все нечетные ряды (1, 3, 5, 7-й и т, д,) обозначают лицевую сторону работы и читаются справа налево, все четные ряды (2, 4, 6, 8-й и т, д.) — изнаночную сторону и читаются слева направо.

В исключительных случаях обычно указывается, какие ряды являются лицевой стороной вязания. Закончив вязание последнего ряда (высоты раппорта), продолжают вязать, читая схему с 1-го ряда, или же с ряда, указанного в конце записи. Ширина одного раппорта ограничивается в схеме небольшими вертикальными линиями.

Если для образца повторяем узор дважды, то умножаем ширину одного раппорта на 2. Следует знать, что для одного и того же узора с вертикальными рельефами формула определения количества петель для начала вязания не всегда одинакова. Если при вязании одной детали изделия в конце ряда прибавляют петли для симметрии узора, то при наборе петель для другой детали этого же изделия петли не прибавляют, чтобы при сшивании детали не нарушился общий вид узора.

При вязании головных уборов на двух спицах первые и последние петли ряда должны составлять ширину одного раппорта, следовательно, в конце ряда не прибавляют петли для симметрии узора.

При вязании шарфов первые и последние петли ряда (края шарфа) должны быть одинаковы, значит, в конце ряда прибавляют петли для симметрии узора.

Словосочетание «как смотрят петли» означает, что над петлями нижнего ряда, которые выглядят с провязываемой стороны как лицевые, вяжут лицевые петли, а над петлями, которые выглядят как изнаночные, вяжут изнаночные летли, то есть в провязываемом ряду повторяем рисунок вязаного полотна предыдущего ряда.


Ниже приведены расшифровки условных обозначений при вязании спицами

Условные обозначения схем вязания крючком.

Привожу список условных обозначений на схемах при вязании крючком.

Воздушная петля — цепочка

Цепочка из воздушных — основа каждого узора. Воздушные петли вяжутся следующим образом: рабочую нить (примерно в 10 см от конца) берут на указательный палец левой руки, крючок подводят под нить, поворачивают слева направо, образуя первую петлю. Придерживая большим пальцем левой руки место скрещения, крючком зацепляют рабочую нить и вытягивают через первую петлю. Цепочку вяжут, протягивая петлю через петлю и т.д.

Следите за правильностью расположения крючка и изделия. Крючок держат в правой руке как ручку. Если крючок с плоской вмятиной, то руку надо держать на ней, не меняя при работе положение крючка в руке. Рабочую нить и изделие держат в левой руке.

Соединительный столбик

Используется для вязания последнего ряда или соединения отдельных частей вязания. Им вяжется цепочка, используемая с изнаночной стороны (ирландское кружево). Вяжут цепочку, перево­рачивают так, чтобы крючок находился с правой стороны, крючок вводят в предпоследнюю петлю цепочки, зацепляют нить, протягивают ее через обе петли и т.д.

Столбик без накида

Вяжут цепочку, вводят крючок в предпоследнюю ее петлю, зацепляют нить и вытягивают новую петлю. Затем опять зацепляют рабочую нить, протягивают ее через обе петли и т.д. Чтобы края были ровными и вязание можно было развернуть, в конце ряда провязывают одну воздушную петлю для подъема.

Столбиками без накида вяжут 4 узора:

1. Гладкое вязания: провязывая второй и последующие ряды столбиками без накида, крючок вводят спереди под края обеих основ­ных петель.

2. Полосатый узор: крючок вводят спереди под переднюю петлю.

3. Рельефный узор: крючок вводят сверху под заднюю петлю.

4. Столбики используются для вывязывания конечного ряда изде­лия. Не меняя положения изделия, вяжут столбики без накида в обрат­ном направлении — слева направо. Крючок вводят сверху под две верхние петли, зацепляют нить и вытягивают свободную петлю. Еще раз захватывают нить, вывязывают обе петли вместе и т.д.

Полустолбик

Связав цепочку необходимой длины, ее поворачивают так, чтобы крючок находился в ее правом конце. Накинув нить на крючок, вводят его спереди в третью петлю цепочки. На крючке оказываются три петли. Захватив нить, ее протягивают через все три петли, на крючке остается одна петля, и т.д.

Столбик с накидом


Связав цепочку, делают один накид, вводят крючок в третью петлю основы (считая от крючка) и вытягивают новую петлю. На крючке — три петли. Зацепив нить, протягивают ее через две петли. На крючке — две петли. Еще раз, захватив нить, вытягивают ее через последние две петли. На крючке остается одна петля. Второй столбик вяжут на следующей петле или по узору. Чтобы изделие можно было разво­рачивать, и его края были ровными, в конце ряда вывязывают две воздушные петли. Вывязывая следующий ряд столбиков с накидом, крючок, вводят под две верхние петли. Если по узору необходимо два или несколько столбиков вывязать на одном месте, вяжут их между столбиками или под двумя верхними петлями основы.

Столбик с двумя накидами

Столбик с двумя накидами вяжут аналогично столбику с накидом. Рабочей нитью делают два накида, крючок вводят в четвертую петлю, основы и затем каждые две петли провязывают вместе.

Столбик с тремя накидами

Столбики с тремя, четырьмя и т.д. накидами вяжут, делая нитью соответствующее число накидов. Крючок вводят в главную петлю, отсчитав от края число две петли больше, чем накидов на крючке, потом последовательно провязывают по две петли вместе до тех пор, пока на крючке не останется одна петля. Чтобы края были ровными и изделие можно было поворачивать, в конце ряда провязывают на одну воздушную петлю больше, чем накидов на крючке.

Пышный столбик

Приняется для получения выпуклости на изделии. Делают четыре — пять накидов, затем крючок вводят в главную петлю и провязывают вместе все образовавшиеся петли.

Пико (узелок)

Вывязывают три воздушные петли и соединительным столбиком соединяют с первой петлей.

Горизонтальный столбик

Провязывают три воздушные петли, затем делают накид, крючок вводят в первую воздушную петлю и последовательно вывязывают по две петли вместе, совсем как столбик с накидом.

Бахрома

Всего два способа вязки бахромы: с лицевой и изнаночной сторон.

Первый вариант — бахрому вяжут с лицевой стороны. Первый ряд: накидывают нить на большой палец левой руки и образуют петлю. Затем кладут крючок на нить сверху, вводят крючок в главную петлю предыдущего ряда, берут нить ипровязы­вают столбик без накида.

Второй вариант — бахрому вяжут с изнаночной стороны. Наматывают нить на карандаш или реечку и вяжут столбик без накида.

Шахматка (двухцветный узор)

Вяжут сетку (основание с окошками»), чередуя цвета в каждом ряду (столбик с накидом, воздушная петля и т.д.). Потом штопальной иглой или крючком в каждое «окошко» втягивают нить потолще (в одно «окошко» сверху, в следующее — снизу, и еще раз в обратном направлении), в шахматном порядке.

Два столбика без накида на одном месте

Два столбика без накида ввязывают под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда.

Два столбика на одном месте

Два столбика с накидом вяжут между столбиками предыдущего ряда.

Три столбика на одном месте


Есть два способа: три столбика на одном месте ввязывают под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда.

Три столбика с выступом

Вывязывают три столбика на одном месте и последний столбик присоединяют к основе соединительным столбиком.

Четыре столбика вяжут между столбиками предыдущего ряда или над воздушными петлями, обхватывая цепочку.

Пять столбиков ввязаны между столбиками предыдущего ряда.

Семь столбиков ввязаны между столбиками предыдущего ряда.

Девять столбиков ввязаны между столбиками или под две верхние петли предыдущего ряда.

Два столбика без накида связаны вместе.

Два столбика с накидом (или двумя накидами) связаны вместе.

Три столбика связаны вместе.

Четыре столбика связаны вместе.

Пять столбиков с накидом или двумя накидами провязывают до половины, то есть, у каждого столбика последняя петля остается на крючке непровязанной. Пять петель + основная петля остаются на крючке. Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Семь столбиков с накидом или двумя накидами вывязывают до половины, т.е., у каждого столбика последняя петля остается на крючке непровязанной. Семь петель + основная петля остаются на крючке. Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Девять столбиков провязаны вместе. Каждый столбик вывязывают над столбиком предыдущего ряда, оставляя на крючке последнюю петлю (9ть петель + первая петля). Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Три столбика с двумя накидами ввязывают в круг воздушных предыдущего ряда. Каждый столбик не провязывают до конца, оставляя на крючке последнюю петлю. Делают накид, вытягивают его через все четыре петли и вяжут соединительный столбик.

Три столбика с двумя накидами ввязывают в одно место предыдущего ряда и провязывают вместе. Как и в предыдущих случаях, от каждого столбика оставляют на крючке последнюю петлю, затем вес петли связывают вместе.

Бугорок

Делают накид, затем крючок вводят в основную петлю под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда и вытягивают длинную петлю (от 1 до 2 см, в зависимости от толщины нити). Затем делают еще один накид и вытягивают вторую петлю в том же месте. Действие повторяют 3 — 4 раза, затем все петли вместе.

Бугорок вяжут, обхватывая столбик предыдущего ряда или рядом ниже.

Два или более бугорков связаны вместе следующим образом. Вывязывают два или более бугорков. Все петли оставляют на крючке. Когда связано нужное количество бугорков, все петли провязывают вместе, т.е., захватив нить, вытягивают ее через все петли и вяжут соединительный столбик.

Рельефный столбик без накида

Крючок вводят в направлении справа налево сзади, обхватывая столбик предыдущего ряда, и вывязывают столбик без накида.

Рельефный столбик

Крючок вводят в направлении справа налево спереди, обхватывая столбик предыдущего ряда, и вяжут столбик без накида.

Рельефный столбик с одним или двумя накидами

Крючок вводят в направлении справа налево, обхватывая столбик предыдущего ряда сзади, и вывязывают соответствующий столбик.

Рельефный столбик с одним или двумя накидами

Крючок вводят в направлении справа налево, обхватывая стол­бик предыдущего ряда спереди, и вяжут столбик соответствующей высоты.

Скрещенные столбики

Первый столбик вяжут, пропустив первую воздушную петлю пре­дыдущего ряда. Затем вывязывают второй столбик, вводя крючок в первую воздушную петлю или столбик предыдущего ряда.

Столбик, скрещенный влево

Вывязывают первый столбик с двумя накидами, пропустив две воздушные петли или два столбика предыдущего ряда. Затем позади скрещенного столбика ввязывают два столбика с накидом в про­пущенные петли или столбики предыдущего ряда.

Столбик, скрещенный вправо

Вяжут два столбика с накидом, пропустив первый столбик преды­дущего ряда. Затем ввязывают один столбик с двумя накидами спереди столбиков с накидом, вводя крючок в пропущенную петлю или столбик предыдущего ряда.

Столбик — крестик

Делают два накида, затем крючок вводят в первый основной столбик, захватывают нить и две петли провязывают вместе (столбик с двумя накидами вывязывают до половины), делают накид, вводят крючок в третий основной столбик и вяжут столбик с двумя накидами до конца. Вывязывают воздушную петлю, один столбик с накидом, вводя крючок в середину крестика, и т. д.

Бугорок, скрещенный вправо

Вяжут два столбика с накидом. пропустив первый основной стол­бик, затем спереди столбиков ввязывают бугорок в первый основной столбик.

Рельефный столбик скрещивают вправо, обхватывая столбик пре­дыдущего ряда сзади.

Рельефный столбик скрещивают влево, обхватывая столбик ппредыдущегоряда сзади.

Тройной рельефный столбик скрещивают вправо.

Тройной рельефный столбик скрещивают влево.

Три рельефных столбика скрещены вправо — вяжут два рельефных столбика с накидом, пропустив первый основной столбик. Затем вывязывают третий рельефный столбик, обхватывая первый основ­ной столбик спереди.

Четыре рельефных столбика скрещены влево — вяжут два рельеф­ных столбика, пропустив первый и второй основные столбики. Затем вывязывают третий и четвертый рельефные столбики, обхватывая первый и второй основные столбики спереди, вводя крючок под скрещенные столбики.

Четыре рельефных столбика скрещены вправо — вяжут два рельеф­ных столбика, пропустив первый и второй основные столбики. Затем вывязывают третий и четвертый рельефные столбики, обхватывая первый и второй основные столбики спереди.

На лицевой стороне изделия вяжут указанное на рисунке количество воздушных петель, прикрепляют цепочку столбиком без накида 1—3 рядами ниже (по образцу), снова вяжут то же число воздушных петель и продолжают узор дальше.

Воздушные петли с лицевой стороны в середине присоединяют рельефным столбиком без накида.

Стрелка указывает, на сколько рядов ниже вводят крючок.

Условные обозначения, чтение схем и описаний

Рассмотрим условные обозначения, которые могут вам встретиться в описаниях амигуруми.

Буквенное
обозначение в описании
Значение Условное обозначение в схемах
воздушная петля соединительный столбик столбик без накида столбик с накидом столбик с двумя накидами прибавка Bitmap

убавка Bitmap

0 ряд Делаем кольцо амигуруми и набираем цепочку из 2 ВП.
1 ряд 6 СБН во вторую от крючка ВП [6]
2 ряд 1 П повторить 6 раз [12]
3 ряд (1 СБН, 1 П) повторить 6 раз [18]

Делаем кольцо амигуруми (см. обучение) и стандартным образом вывязываем 6 СБН во первую сделанную петлю (2-ую от крючка). При этом вторая петля является ВП подъема на новый ряд. После того, как 6 СБН связаны затягиваем кольцо за свободный конец нити, так чтобы дырочка в центре полностью закрылась и заканчиваем круг соединительным столбиком.

Сделав петлю подъема на новый ряд (2-ой) провязываем в каждую петлю предыдущего ряда 6 прибавок (по два столбика в каждую петлю). Цифра [12] означает, что в результате ряд образовал 12 петель (т.к. во 2-м ряду было связано 12 столбиков).

Завершив ряд с помощью СС и сделав 1 ВП подъема, начинаем вязать 3-й ряд. Поочередно провязываем 1 СБН, затем 1 прибавку, затем снова 1 СБН и т.д. Повторять сочетание (1 СБН, 1 П) нужно шесть раз. После чего снова завершить ряд СС. Каждая прибавка образует две петли, каждый СБН — одну. Итого петель в третьем ряду 18 (=6*2+6).

Комбинация для повторения может быть заключена как в круглые скобки (. ), так и в звездочки *. *

Схема является самым наглядным и универсальным способом описания вязки игрушки. При наличии схемы и навыков по её чтению нет необходимости в описании и таблицах.

Поэтому рассмотрим основные нюансы чтения схем.

Все обозначения (за исключением японских иероглифов, конечно же) описаны в таблице выше.

На схеме изображена 1 из деталей амигуруми — голова. Используется нестандартная схема вязки с овальным (не круглым, как бывает чаще) началом и неравномерными прибавками и убавками. Именно поэтому в данном случае без схемы просто не обойтись! Таблица, которая сопровождает схему (она приведена ниже) не дает нам информации о том в каком месте нужно делать П и У.
На любой схеме всегда подписаны номера рядов, в кружочках, в данном случае 1-16. причем схема разбита на 2 части. Начало детали снизу (ряды 1-11), продолжение — сверху (12-16).

Каждый ряд начинается символом (ВП подъема) и заканчивается жирной точкой, т.е. соединительным столбиком. Как правило, круговое вязание исполняется именно так. Однако, есть вариант вязать по спирали. В таком случае не будет четкого начала и конца ряда, ВП подъема и СС в конце ряда не провязываются. Вязание идет по спирали. Так сложнее следить за исполнением схемы (можно пользоваться булавкой, чтобы помечать начало) и не всегда это допустимо, т.к. деталь может иметь слегка наклонный вид. В других случаях, напротив, маленький наклон необходим.

Обратите внимание что на нижней схеме есть пустой ряд с номерами 7-10. Это говорит о том, что схема для рядов 7-10 абсолютно идентична схеме предыдущего, 6-го, ряда.
После того, как 11-й ряд связан, переходим на верхнюю часть схемы и продолжаем в обычном порядке, только диаметр каждого ряда теперь сокращается за счет убавок, поэтому ряды расположены в ином порядке (последний ряд в центре).

Итоговое количество петель в 16-м ряду составит 8. Таким образом, в изделии останется небольшая дырочка. За петли 16-го ряда голова амигуруми будет пришита в туловищу.

3. Таблица
В таблицах может быть 2 или три столбца.

Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Топиарий из вязаных цветов
Добавить комментарий