Чувашская кукла своими руками

Мастер-класс по изготовлению куклы в чувашском национальном костюме
материал на тему

Пошаговая инструкция по изготовлению

куклы в чувашском национальном костюме.

1. Приготовим необходимый материал: нити двух цветов – желтые и бежевые, картон, ножницы, клей, ткани белого и красного цвета, красные нитки мулине, тесьма красного цвета, бисер.

2. Из картона делаем конус (туловище куклы).

3. Из желтых ниток заплетаем косу.

4. Косу кладем на бежевые нити так, чтобы можно было завязать тонкой ниткой, и при выворачивании, образуется голова куклы, косы остаются снаружи.

5. На голову пришиваем глаза, нос из бисера, рот вышиваем красной ниткой мулине.

6. Конус вставляем в нижнюю часть туловища куклы.

7. На пояс привязываем тесьму красного цвета.

8. Из бежевых ниток также заплетаем одну косу, пронизываем насквозь, получаются две руки.

9. Из красной ткани вырезаем фартук, украшаем тесьмой, привязываем кукле.

10. На белой ткани вышиваем красной ниткой мулине чувашский узор, получается платок, даем кукле в руку.

11. На голову одеваем масмак, сделанный из тесьмы.

12. Подол платья куклы украшаем тесьмой. Кукла готова!

Вложение Размер
kukla.docx 14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пошаговая инструкция по изготовлению

куклы в чувашском национальном костюме.

  1. Приготовим необходимый материал: нити двух цветов – желтые и бежевые, картон, ножницы, клей, ткани белого и красного цвета, красные нитки мулине, тесьма красного цвета, бисер.
  2. Из картона делаем конус (туловище куклы).
  3. Из желтых ниток заплетаем косу.
  4. Косу кладем на бежевые нити так, чтобы можно было завязать тонкой ниткой, и при выворачивании, образуется голова куклы, косы остаются снаружи.
  5. На голову пришиваем глаза, нос из бисера, рот вышиваем красной ниткой мулине.
  6. Конус вставляем в нижнюю часть туловища куклы.
  7. На пояс привязываем тесьму красного цвета.
  8. Из бежевых ниток также заплетаем одну косу, пронизываем насквозь, получаются две руки.
  9. Из красной ткани вырезаем фартук, украшаем тесьмой, привязываем кукле.
  10. На белой ткани вышиваем красной ниткой мулине чувашский узор, получается платок, даем кукле в руку.
  11. На голову одеваем масмак, сделанный из тесьмы.
  12. Подол платья куклы украшаем тесьмой. Кукла готова!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда.

мастер класс по лоскутной технике.

Наглядный материал в виде презентации к уроку «Техника канзаши. Изготовление тюльпанов&quot.

Русский народный костюм.

Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическим работникам образо.

Мастер-класс по изготовлению стрекозы в технике модульного оригами рекомендован для руководителей объединений по работе с бумагой, также может быть использован в школе во внеурочной деятельности.

Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками

Ольга Цыганова
Кукла «Нарспи» в чувашском национальном костюме своими руками

Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров». Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. при вышивании применяли двадцать пять видов швов

Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям.

Немного ист ории

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России — марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри, соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

Традиционная одежда отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей.

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты — большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора.

Цвета и оттен ки.

Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты, поэтому часто встречался в мотивах традиционной одежды. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.

Современные мод ели

В начале ХХ в. из-за массового производства одежды национальный костюм отошел на второй план. Но в селах костюм сохранил актуальность и на сегодняшний день как одеяние для проведения празднеств и обрядов. Он активно используется в концертной деятельности как одежда для выступлений фольклорных коллективов.

В наши дни модельеры при создании одежды не копируют традиционный костюм, а используют ассоциативные образы и его элементы, стараясь выполнить детали традиционных узоров, и передать ценность ручной работы при создании костюма.

Ку кла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т. д.

Учитывая все выше описанное представляем вам нашу куклу «Нарспи» в чувашском национальном костюме. В которой мы постарались придерживаться всех традиций чувашского народа. И послужит наглядно-демонстративным материалом для изучения народных костюмов Поволж ья.

Подготовили и выполнили воспитатели группы №1 МБДОУ детского сада №169 города Ульяновска Цыганова Ольга Альфовна и Анисимова Ольга Васильевна.

Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию «Кукла в чувашском костюме» в старшей группе Программное содержание: Продолжать воспитывать уважение.

Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс. Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер — класс. Для изготовления нам потребуется:- пряжа красного, белого, синего,желтого цвета;.

Конспект занятия «Кукла в русском национальном костюме» Тема: «Кукла в русском национальном костюме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Куклы в хакасском национальном костюме А. В. Гашенко, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск Н. Н. Баженова, воспитатель МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек».

Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме» В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах.

Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками» Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. Мы с детьми предлагаем вам свой мастер-класс по изготовлению.

Мастер-класс. Кукла в национальном костюме из пластиковой бутылки Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению куклы из полторалитровой пластиковой бутылки. Для того чтобы создать куклу особых.

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Проект «Кукла-оберег своими руками» ПРОЕКТ: «Кукла оберег своими руками». С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ. ГБОУ Школа № 935 (совместный проект с родителями) Учитель-логопед:.

Куколка в национальном костюме

Новый мастер-класс Татьяны Блиняевой — куклы в национальных костюмах.

«У меня появилась идея сделать кукол республик, окружающих Чувашию, и вот то что получилось.

Куколка в марийском костюме

ФОМ ЭВА (фоамиран) — это пористая резина, пластичная замша, пена-пластик, свойства этого материала волшебны! Из безжизненного листа можно создать куклу, букет цветов, украсить интерьер на любой вкус. По своей структуре Фом напоминает бархатный губчатый лист. Очень приятный в работе.

Делаем куколку из ФОМ ЭВА (фоамирана) белого и красного цвета, украшаем ленточкой с ажурным национальным узором .

Делаем конус из картона и обтягиваем белым Фомом, затем украшаем верх ленточкой и закрепляем горячим пистолетом, сверху оформляем полосочками из Фома. Делаем шейку из зубочистки обёрнутой обрезком Фома, рисуем на кусочке Фома орнамент и закрепляем как фартучек горячим пистолетом.

Закрепляем горячим пистолетом голову (ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБМАЗЫВАЕМ ВСЮ ЗУБОЧИСТКИ КЛЕЕМ И НАСАЖИВАЕМ НА ГОРЯЧИЙ КЛЕЙ ГОЛОВУ, ТОГДА ОНА БУДЕТ ХОРОШО ДЕРЖАТЬСЯ) из пенопластового шарика тоже обтянутого Фомом (белым с о стороны лица и коричневым со стороны волос, обтягиваем, предварительно нагрев на утюге), надеваем головной убор.

Куколка в чувашском национальном костюме.

Сначала делаем головку из пенопластового шарика (шарики можно купить в отделах для рукоделия).

Для этого сделаем заготовки для головы: для этого возьмём пенопластовый шар и насадим его на какую то основу (удлинённую пробку, у меня это фотоплёнка )))

С помощью утюга нагреваем Фом, натянем его на шарик. Когда Фом остынет, то он примет форму шара и уже не будет менять форму.

Обрезаем нужную форму и размер и подклеиваем аккуратно клеевым пистолетом, Стык закрываем волосами.

Платье делаем из картона, обтягиваем белым фомом и украшаем узорчатой ленточкой с национальным узором (местами надо сделать небольшие складочки иголкой с нитками, подобранными в тон).

Стык ленты тоже закрываем полосочкой из Фома и приклеиваем горячим пистолетом.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Сама идея сделать кукол в национальных костюмах превосходна, только вот исполнение этой идеи оставляет желать лучшего. Фоамиран, действительно чудесный материал, держит любую форму, можно мыть и т.д. Работать с ним, правильно заметили, одно удовольствие, но поработать надо было так, что бы куклы были куклами, а не состояли из головы-шарика и тела-конуса. Сейчас имеется огромное количество мастер классов по изготовлению кукол из фома, надо было их изучить и применить к своей идеи.

Альбина Николаевна, но есть же и такие — конусные куклы, сувенирные.

Да, Лариса соглашусь с вами, есть сувенирные куклы, сделанные на основе конуса, у нас например продаются брелочки в национальных костюмах сделанные на конусе. Я может быть грубо выразилась, но смотря на такую куклу складывается впечатление, что голова и туловище отдельное, да еще и руки приклеены сверху и ничем не украшены и не заделаны, посмотрите сами, мастер сначала одел куклу, сделав фартучки, украсил перед, ворот, а зад, навряд ли что то сделано, нет фотографии этой части куклы , потом приклеила вырезанные ручки, которые «растут почему то сразу от шеи» и получается, что руки как бы повисли в воздухе, если представить мысленно что их нет, то ничего абсолютно с куклой не изменится. Хочу отметить и сказать спасибо мастеру, что так здорово и красиво она изобразила орнаменты на фартучках, головных уборах у куколок, это замечательно. И еще я высказала свое мнение, никому его не навязываю, конечно же хотелось узнать мнение самого мастера но если она молчит, это ее право. Остается пожелать удачи в конкурсе, чего я ей и желаю.

А лично после ваших коментов пропало всё желание делиться поделками (

Татьяна, вы отправили работы на конкурс, и я высказала свое мнение, а делиться своими работами это сугубо ваше личное дело.Пьер Бомарше писал: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна». Всего вам хорошего.

Это мой первый опыт, и этих кукол я уже подарила ( и по моему они вызвали восторг ) ну мне и самой нравятся эти куколки ( именно такие на конусе, ну конечно есть над чем работать ))). это ведь у дьявола всё идеально а у бога всегда есть ступенька к развитию и росту )))

Во всяком случае спасибо за отзывы ! они очень ценны для меня и я их учту . Хотя ручки мне и самой не нравятся, сделала новую куклу и тоже ещё не то (((

КУКЛА в национальном ЧУВАШСКОМ костюме

я живу в ЧУВАШИИ, И вообще, мне ооочень нравятся национальные костюмы всех народностей. Я много где проживала, но, до ума не дошло, что можно на месте, всё это смастерить. Наверное, дети были малые и руки не доходили, хотя на Новый год костюмы делала. А сейчас решила одевать куклы. Вот национальный ЧУВАШСКИЙ костюм Очень красочный. Смотрите и вдохновляйтесь

  • Поделиться

  • Поделиться

головной убор ТУХЬЯ и оплечье.

  • Поделиться

  • Поделиться

вид спереди. Нагрудные украшения, в основном МОНЕТЫ, чем больше монет, тем богаче девица.

  • Поделиться

Пояса и ленточки на косах тоже с монетами. Костюмы вышивали бисером, вшивали монеты, пайетки, была просто самобытная чувашская вышивка, Сапоги чёрные, отделка платья красная и фартук яркий, можно разных оттенков Да, ещё должны быть бусы на шее. Вот такой костюмчик.

Кукла День матери Шитьё кукла в национальном чувашском костюме Ткань

…живописная Чувашия с ее населением, любящим белую одежду, внешне очень напоминают античные времена.

Н. Одоев. Из очерка «Пути дороги» (1935)
Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех), а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.
Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. .В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного — это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.

Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных “копеек”. Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета

Вот, оказывается, как много можно узнать! А началось все с того, что мой 8- летний сын «изъявил желание» участвовать в городском конкурсе «Чувашия — мой край родной».

Такая вот чувашечка у меня получилась.

Светочка. Чувашечка великолепная и спасибо за познавательный пост. Личико особо хочу отметить, оно такое нежное и красивое.

Ирина, рада видеть на своей страничке. Да. чего только не узнаешь пока готовишь костюм. Спасибо моему сыночку. Мне самой очень было интересно окунуться в историю костюма. вышивки. Спасибо за «отметку» 🙂

Иголкин уголок / The Needle Nook

Чувашская кукла /The Chuvash Doll

During the Week of Chuvash Culture conducted in the kindergarten, we had to make a handmade article. Chuvash people are famous for embroidery that’s why I decided to embroider something. The superficial knowledge I had was not enough so I had to turn to the Internet. Here is what I found:

Chuvash embroidery is famous all over the world. To this day ancient patterns amaze with its beauty and fineness. Chuvash girls were taught to embroider since 6-7 years of age and since 10-12 years they began to make up their own patterns. 200 years ago one scientist collected 500 Chuvash breast embroideries and there were no two similar among them! Chuvash needlewomen used 30 types of stitches. One might read a life story of the needlewoman according to her embroidery: whether she had a rich household, how many children she had, whether she was happy in marriage or not. Usually they stitched with bright colours, red, yellow, green, blue, black, on a white background.

Интересный факт: чувашская вышивка — это вышивка по счету ниток. Например, чтобы изобразить ровный треугольник, считали одинаковое количество ниток на каждую его сторону — и так со всеми узорами. Это трудная и кропотливая работа, поэтому когда среди чувашей появилась более простая вышивка «крестом», ее стали называть «вышивка ленивого человека» (о как!)

An interesting fact: Chuvash embro >niggling work, that’s why when a more easy cross-stitch embroidery appeared among the Chuvash people they called it «a lazybones embroidery».

Творческий проект «Мягкая кукла в чувашском костюме

«Мягкая кукла в чувашском костюме

Андреева Ольга, ученица 10 кл.

ЦДЮТ Цивильского района (СОШ № 1)

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности

Игрушек в современном мире много, особенно в городах. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Но вот что развивают в ребёнке современные игрушки. Не всегда доброе и радостное, хотя надо отдать должное — сегодня есть очень интересные и хорошие игрушки, которые мне действительно очень нравятся, на часто их приходится искать, они продаются не в каждом магазине. И пусть сегодня у каждой, наверное, девчонки есть современные куклы, в том числе и Барби, от этого не уйти, но можно разнообразить и дополнить мир игрушек настоящими нашими исконными тряпичными куклами.

Такая кукла проста в изготовлении и очень нравится детям: мягкая на ощупь, из трикотажа. Благодаря своей фактуре кукла хорошо подходит для игры, и, что важно малыши могут брать ее с собой в кроватку. Кроме того, мягкую куклу можно стирать. Идеальной одеждой для куклы являются модели простого фасона, сшитые из лоскутов ткани.

2. Определение цели и задачи

Я поставила перед собой цель: освоить технологию изготовления мягкой куклы.

А задачи будут следующие:

1.Изучить историю изготовления кукол.

2.Разработать варианты кукол.

3.Изготовить куклу в чувашском костюме.

3. Немного об истории

Куклы известны с древнейших времен. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте существовали небольшие куклы с подвижными руками и ногами, которые изготавливались из раскрашенных деревянных дощечек. Греки и римляне делали кукол из глины, дерева, кости, иногда из кожи и ткани, часто с руками и ногами на шарнирах. Самые редкие археологические находки относятся к Средневековью. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, малыши с помощью взрослых, девочки постарше — самостоятельно.

4. Составление схемы обдумывания

5. Разработка идей и вариантов

1.Кукла из ниток

Для изготовления требуются только нитки. Довольно просты в изготовлении. Получаются вполне симпатичные куклы. Можно использовать как обереги или сувениры.

2. Кукла вязаная.

Чтобы сделать эту куклу, придется потрудиться. Она тоже выполнена из ниток и набита синтепоном. Но времени потребуется больше, чтобы ее связать.

3. Кукла тряпичная

Для этой куклы необходима ткань, трикотаж, нитки, пряжа, синтепон и всевозможная тесьма для отделки. С такой куклой можно поиграть, но можно использовать в качестве сувенира.

6.Анализ идей и обоснование выбора

Давно я мечтала своими руками изготовить куклу. Такую которую можно подарить в качестве сувенира, дать поиграть сестренке или может стать для меня талисманом. Пусть она не проста в изготовлении, но я выбираю тряпичную куклу.

7.Материалы, инструменты и оборудование

· трикотаж телесного цвета;

· синтепон — для набивки куклы;

· эластичные колготки — для головы;

· вышивальные нитки мулине – для вышивания рта, бровей;

· швейные хлопчатобумажные нитки;

· шерстяная пряжа – для волос;

· ткань – для платья;

· лента атласная, тесьма отделочная;

Инструменты, оборудование, принадлежности:

· игла длинная и короткая;

8.Технолгия изготовления куклы в чувашском костюме.

1. Разложить выкройки на трикотажное полотно, обвести портновским мелом, вырезать детали;

2. Сложить детали туловища и рук лицевыми сторонами вместе, сметать и стачать;

3. Сделать надрез на детали рук посередине со стороны, на которой нет шва, чтобы вывернуть, набить и прикрепить голову.

4. Вывернуть на лицевую сторону детали рук и ног.

5. Равномерно набить руки, ноги и все туловище.

1. Взять обрезанные старые колготки, прочной ниткой обвить и завязать один конец. Вывернуть на лицевую сторону, таким образам узел останется внутри.

2. Набить синтепоном, чтобы получился плотный шар нужного размера, перевязать прочной ниткой.

3. Придать шару форму головы. Прочную нитку длиной около 2 м вдеть в длинную иглу; нить сложить вдвое и на конце завязать узелок.

4. Определить центр шара и, отступив от него, воткнуть иглу: здесь будут уши. Вывести иглу с противоположной стороны.

5. Провести иглу через воздушную петлю. Затянуть нить: здесь будут глаза. Закрепить нить стежком.


6. Аналогично смоделировать лоб, затылок и подбородок, действуя, как показано на фото и рисунке.

7. В конце каждой «перетяжки» прикреплять нитку к трикотажному полотну коротким стежком.

8. В качестве носа пришить небольшую пуговицу на ножке.

9. Наложить поверх головы выкроенную из трикотажного полотна деталь выступом кверху и закрепить булавками, хорошо натянув. Прочной ниткой затянуть полотно на шее куклы, перевязать.

10. Следуя по линии булавок, проложить потайные стежки на затылке.

11. Отметить месторасположение глаз и рта булавками.

12. Приклеить глаза и вышить рот мелкими стежками «вперед иголку».

1. Вставить голову в верхнюю открытую часть рук, предварительно набитых, и закрепить булавками.

2. Загнуть внутрь край трикотажного полотна и пришить потайными стежками.

3. На уровне подмышечных впадин сделать на туловище два боковых надреза длиной 2 см и соединить с руками, натянув полотно до шеи со стороны живота.

4. Подвернуть внутрь узкую полоску полотна и прикрепить булавками переднюю часть к основанию головы. Таким же образом закрепить полотно со стороны спины. На плечах тоже булавками закрепить трикотажное полотно.

5. Потайными стежками пришить голову к туловищу, зашить каждое плечо.

1. Наметить точки прикрепления волос карандашом.

2. Выполнить челку из шерстяной пряжи. Отрезать от клубка нитки желаемой длины, прошить на машине с одной стороны и затем пришить ручными стежками «вперед уголку» к голове.

3. От мотка отрезать нитки требуемой длины, посередине прошить на машине и пришить вручную к голове.

4. Из длинных ниток сплести косы или сделать хвосты.

1. Раскрой платья и фартука.

2. Обработка плечевых швов платья.

3. Втачивание рукавов.

4. Обработка боковых швов и швов рукавов.

5. Обработка среднего шва платья.

6. Втачивание воротника.

7. Настрачивание тесьмы по низу платья, рукавов.

8. Пришивание тесьмы из пайеток в качестве украшения.

9. Обрабока срезов фартука.

10. Обработка боковых сторон фартука.

11. Настрачивание тесьмы на фартук по низу, верхнему срезу.

12. Настрачивание отделочной тесьмы на атласную ленту.

13. Прикрепление украшения из пайеток к атласной ленте –

повязке на голову.

В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.

Все возрастающая опасность отрицательного воздействия интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства на здоровье людей требует надежной оценки состояния природной среды. Необходимо поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго — и сырьесберегающие технологии.

Выполняя свой проект, я старалась экономить материалы при раскрое, использовала остатки ткани и тесьмы от костюмов, которые мы сшили для танца, на отделку костюма для куклы, чтобы отходов производства было меньше. Также использовала старую футболку, эластичные колготки при изготовлении головы и туловища куклы.

Предварительный расчет материальных затрат на выполнение куклы

Традиционная народная кукла своими руками. Мастер-класс

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
— научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
— приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
— воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
— прививать навыки культуры труда и аккуратности;
— воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие — помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны — тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Серия мастер-классов «Кукольный сундучок»

Программа экскурсии

  1. Январь
    • «Кукла-Коза» — символ жизненной силы. Она — всегда весела и беспечна. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее, она помогает чуть отстраненнее взглянуть на свои проблемы. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. И непременным участником святочного рождественского обхода дворов, ряжения является Коза. Она издавна считается у славян культом плодородия
    • «Рождественский ангел» — рождественские ангелы — Ангел символ надежды на исполнение желаний, веру в лучшее будущее, оберег. А куклы-обереги, преподнесенные в подарок, означают заботу о близком человеке и искреннее желание в его исцелении или выздоровлении! Куколок Ангелов делали и дарят на Рождество и на Пасху
  2. Февраль — Март
    • «Кукла-Масленица» — символизирует крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считается сильным оберегом жилища, выполняет заветы хозяев
  3. Апрель
    • «Кукла Пасха» — символ новых надежд и желаний, добра к близким и совсем незнакомым людям. Дарятся на праздник
  4. Июнь — Июль
    • «Кукла Травница» — оберег считается защитником дома от болезней, более того, ему приписываются свойства исцеления. А все потому, что при создании Кубышки, в куклу закладывается много трав, конечно же, лекарственных. И если помять такую куклу руками, из травок выделяются эфирные масла, польза которых давно научно доказана
    • «Конь Огонь» — куклу «Солнечный конь» делали мальчишкам для того, чтобы они с самых малых лет понимали, что такое конь, учились дружить с ним, ухаживать. Так с детства возникала привязанность к этому животному, осознание его роли для сохранения и улучшения человеческой жизни. Для самых маленьких такая кукла была игровой, это давало ребенку понимать механику движения, оценивать возможности и правильно применять способности животного сначала в детских забавах, а потом уже во взрослой жизни. Для юноши или мужчины изготавливали куклу Солнечный конь в качестве оберега на победу над врагом, на удачное свершение важного дела,
    на успешное возвращение из путешествия, на богатство, общее благополучие и процветание. Такой куклой не играли, а хранили в доме недалеко от других славянских кукол оберегов
  5. Август
    • «Кукла Стригушка» — это оберег, символизирующий достаток в доме
  6. Сентябрь
    • «Кукла Зерновушка» — приносит в дом не только достаток, изобилие в продуктах питания, но и богатство зерновых и других плодов. В нее закладываются зерна первого урожая
  7. Октябрь
    • «Кукла Десятиручка» — является помощницей для девушек, помогает в рукоделиях (шитьё, вязание, ткачество и т.д.) и различных заботах по дому. Соответственно, такая кукла вешается и ставится в том месте, где девушка проводит большую часть своей работы или часто занимается рукоделием
  8. Декабрь
    • «Украшение на елку»
    • «Символ года»

Стоимость мастер-классов: 250р./ чел.

Предлагаем посетить Чувашский национальный музей, где каждый желающий сможет принять участие в серии матер-классов «Кукольный сундучок». На занятиях с участием опытных мастеров взрослые и дети смогут познакомиться с основами создания национальных кукол. Это самая древнее и популярное изделие-оберег, которое является не только сувенирной продукцией, но и несет в себе определенное, скрытое символическое значение. Такие куклы достаточно просты в изготовлении. Творческий процесс создания понравится как взрослым, так и детям.

У чувашей оберегом являлась кукла йерех. Так называли духа покровителя семьи и хозяйства. Данные изделия имели небольшой размер. Брался маленький прутик из черемухи или рябины и заворачивался в лоскутки. Конструкция перевязывалась нитками. В результате получалась кукла-берегиня. Она почиталась и устанавливалась в избе и считалась символом защиты человека от болезней, несчастий, злых духов. Детям разрешалось играть в такую куклу. Изготовить оберег может каждый желающий, приняв участие в мастер-классе. Вы сможете проявить свои творческие способности при изготовлении куклы-козы, рождественского ангела, куклы-Масленицы, куклы-Пасхи, куклы-Десятиручки и многих других.

Автор поэтапно рассказывает и демонстрирует, как изготовить игрушку. Мероприятие проходит в созидательной форме, а вокруг царит уютная, спокойная атмосфера. Профессионалы делятся своим опытом, рассказывая о чувашских традициях. Народные обрядовые куклы изготавливаются с использованием ткани, лыко, свежей травы. Народные игрушки живут вне времени, они всегда находят свой путь к сердцам детей и взрослых. Такие продукты творчества напоминают нам о наших предках, о богатстве истории.

История, национальные особенности и мастер класс по изготовлению чувашской куклы «Благополучницы»

Традиция может и должна развиваться. И мы должны должны стремиться к этому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и историю народной культуры. Самодельная тряпичная кукла — это предмет для детей и взрослых, у которых можно многому научиться.

Содержимое разработки

ДО МБОУ « Основная общеобразовательная школа п.Школьный»

История, национальные особенности и мастер -класс по изготовлению чувашской куклы «Благополучница».

Выполнила : воспитатель Ефанова Ю.О.

Национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 1980-х гг. Их предки- деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т.д. Однако корни лежат глубже, в древней обрядовой скульптуре и фигурках-оберегах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству. Чувашская кукла

3

По старой и доброй традиции для кукол изготавливаются одежда, миниатюрные украшения и головные уборы, точно передающие особенности местной культуры. Основу женской одежды составляла рубаха «кĕпе». Она орнаментировалась вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Традиции и особенности

4

. Поверх рубахи повязывали фартук «чĕрçитти». Подпоясывались 1-2 поясами «пиçиххи» и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и черной бахромы «хÿре», вышитыми принадлежностями « сарă», по бокам — парными подвесками «яркăч».

5

. Чувашская вышивка Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный. Красный – цвет жизни, источник счастья, радости. Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод. Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости. Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только контур рисунка.

6

. Чувашская вышивка В узорах чувашской народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. Рассмотрим некоторые его элементы. Именно эти узоры и орнаменты, олицетворяя собой связь человека с природой и миром, используют чувашские женщины для украшения национального костюма.

7

. Чувашская вышивка Вышивает белый холст до зари, Словно лучиками звезд, — посмотри! Красный шелк – любовь, и кровь и слова. Шелк зеленый – мир дубрав да трава. Ладит желтый с голубым на холсте – Небо с солнцем золотым в высоте. Черный шелк кладет она – все верней: Мол, земля черна? Черна, шелк черней… Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:

8

. Чувашский женский головной убор Какой бы красиво и богато вышитой не была женская одежда, но головной убор был еще краше и богаче. Женские головные уборы разнообразны и декоративны.

9

. Чувашский женский головной убор Девушки носили нарядные округлые шапочки «тухъя», украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову «сурпаном» — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. Сверху в обычные дни повязывали более узкую головную повязку «пус тутри», а на праздники — нарядный головной убор «хушпу», который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части.

10

. Чувашский женский головной убор Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служит оберегом от злых чар и ревности мужа. Заведено издревле было, что внучке вышитый сурпан , однажды бабушка дарила как родословный талисман.

11

Хозяюшка-Благополучница Особенность куколки — это ручки в замочке, как знак сохранения энергии и «пятачок» внутри куколки, который символизирует достаток в семье. А преподнося такой оберег в подарок мы желаем хранить то добро, что имеем, и оно обязательно умножится! Эта куколка призвана хранить добро в доме и приумножать его! Наше благополучие связано не только с материальным достатком, но и с добром, которое не измеришь монетой)

12


Порядок изготовления туловища куклы «Благополучница» На х/б лоскуток размером 18*18см кладём сухие душистые травы (мята, чабрец, душица…) и завязываем ниткой в мешочек. Для придания куколке объёма и мягкости, заворачиваем мешочек с травами в тонкий слой синтепона, придаём форму шара.

13

Делаем заготовку для платья – круг d 20см, цвет ткани выбираем по желанию ,но подходящий для национального костюма (для чувашского, лучше белый, красный, в мелкую клеточку , мелкий цветочек) . Слегка стягиваем круг на нитке и укладываем во внутрь мешочек с травами (на здоровье), сверху кладём монетку «пятачок» (на удачу). Получившийся цветной мешочек не затягиваем, так как в него необходимо будет вставить голову и ручки. Технология изготовления платья

14

Изготовление головы Из синтепона скатываем шарик d 5-6 см, кладём его на середину х/б лоскутка размером 15*15см. Завязываем ткань так, чтобы со стороны лица куклы не было складок, все складочки убираем на затылок.

15

Изготовление рук (в замочек). Полоску х/б ткани размером 25*6 см сложить, сначала вдоль пополам, затем подвернуть срезы внутрь к линии сгиба. Теперь необходимо завязать на середине, получившегося шнурка узел, он будет эмитировать сомкнутые в замок ладошки.

16

Крепление рук и соединение головы с туловищем Располагаем ручки узелком на макушке головы , концы приматываем к «шейке» под головой. Теперь вставляем получившуюся конструкцию в верхнюю часть платья-рубахи «кĕпе», расправляем всё аккуратно и затягиваем под головой.

17

Введение национального компонента Применим подготовленные заранее детали с национальным орнаментом и отделкой . Головные уборы вяжем крючком и отделываем серебряной тесьмой и паетками имитирующими монеты, которыми расшивается чувашский национальный костюм ХУШПУ (головной убор замужней женщины) имеет форму усеченного конуса или цилиндра. В старину хушпу изготавливали из нескольких слоев грубого стеганого холста, богато расшивали монетами, для оттенения чуть-чуть пришивали бусы и бисер. Тухъя — нарядные округлые шапочки, которые носили девушки

18

Введение национального компонента Оформим рукава, фартук «чĕрçитти» и сурпан или хӳре — «хвост»-наспинная часть головного убора хушпу. Замужние женщины обязательно покрывали голову «сурпаном» — белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. «Заведено издревле было, что внучке вышитый сурпан , однажды бабушка дарила как родословный талисман». Применим подготовленные заранее детали с национальным орнаментом и отделкой .

19

ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ ПРИМЕНЯЯ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ ОФОРМЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ И так , ручки с оформленными тесьмой рукавами на голове Завязываем фартук, приложив его лицевой стороной к голове Опускаем фартук Опускаем ручки с головы на фартук

20

Одеваем головной убор Сначала закрепляем сурпан, оборачивая его вокруг головы и укладывая длинный конец с вышивкой на спинку. Затем одеваем тухъю или хушпу. «Благополучница» готова оберегать вас, ваш дом, ваше здоровье, удачу и благополучие.

21

Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз — Это все для вас, для вас, для вас. … Пусть всё исполнится и всё осуществится Успехов начинанья будут смелы. Удача всем мечтам поможет сбыться И спорится в руках любое дело!

22

Здоровье ваше укрепит оно, И вы способствуете миру в мире. Благополучье ваше велико, И равно небесам и моря шире. Благополучья все желают вам, Нет для него ни меры, ни границы, Благополучие всюду на земле Желается, и ценится, и чтится. Благополучье высится горой, Где феникс дивный распевает песни, Оно и процветает и растет, И вечно живо, становясь чудесней.

Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Узоры на 4 спицах
Добавить комментарий