Трапунто что это такое

Содержание
  1. Техника «Трапунто»
  2. История появления
  3. Особенность техники
  4. Трапунто в наши дни
  5. Вышивка трапунто
  6. Итальянское трапунто
  7. Ткани для вышивки
  8. Нити для трапунто
  9. Стабилизаторы в трапунто
  10. Вышивка трапунто руками
  11. Вышивка трапунто и её секреты
  12. Подготовка к работе
  13. Необходимые аксессуары
  14. Техника выполнения работы
  15. “Слоёная” вариация
  16. Методика для новичков
  17. Советы по уходу
  18. Хобби для любого возраста
  19. Как вышивать в технике Трапунто (Trapunto)
  20. СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ ТРАПУНТО
  21. Виды техники трапунто
  22. Секреты трапунто
  23. Итальянское трапунто
  24. Ткани для вышивки
  25. Нити для трапунто
  26. Стабилизаторы в трапунто
  27. Вышивка трапунто руками
  28. Трапунто: техника выполнения, особенности и мастер-класс
  29. Инструменты и материалы
  30. Швейная машина
  31. Наполнитель
  32. Нитки и иглы
  33. Разработка рисунка
  34. Перенос на ткань
  35. Формирование основы
  36. Обработка края
  37. Трапунто: учимся делать объемную вышивку. Вариант 1
  38. Оригинальная объемная итальянская вышивка трапунто
  39. История возникновения трапунто
  40. Важность выбора тканей
  41. Нюансы машинной вышивки
  42. Выбор ниток и иглы
  43. Виды выполнения различных техник трапунто
  44. Провансальское бути
  45. Трапунто: техника шадоу
  46. Марсельское пике
  47. Дизайн интерьера и архитектура
  48. Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
  49. Выбор ткани для трапунто
  50. Выбор материала для прокладывания
  51. Техника трапунто своими руками
  52. Основы рукоделия

Техника «Трапунто»

Красивое итальянское слово ТРАПУНТО
Многие виды рукоделий столетиями восхищают мир своим изяществом и изысканностью. Хотя появились на свет они далеко не в высшем обществе и отвечали исключительно практическим целям.

 

Например, техника трапунто.

 

История появления

Считается, что техника трапунто зародилась в III веке на острове Сицилия. Из увлечения мастериц беднейшего района Италии постепенно она превратилась в предмет поклонения богатейших королевский семей Европы, а потом и всего мира. Уже тогда местные мастерицы создавали подушки, покрывала, скатерти, постельное белье, салфетки, выполненные в этой технике. Многие из них даже сохранились до наших дней. Так в Лондонском Музее Альберта и Виктории хранится сицилийский льняной квилт, датируемый второй половиной XIII века. Он изображает историю любви Тристана и Изольды. Его так и называют — The Tristan quilt.

Первоначально изделия в этой технике делали из белого льна. В XVII-XVIII веках быстро завоевали популярность во всей Европе. Из бедноты они перекочевали в дома знати. А через какое-то время французские купцы стали перевозить из Италии не только роскошные белые покрывала, но и мастериц, умеющих их изготавливать. Лен все чаще стали заменять на дорогой шелк и хлопок.

Особенность техники

Трапунто (Trapunto, от итальянского слова «trapuntare» – «прошивать, простегивать») — особая техника рельефного квилтинга. Сейчас в это трудно поверить, но как и большинство разновидностей квилта, трапунто был …. способом сэкономить ткань. Ведь на подклад использовали ветхие рыхлые полотна. Такие после стежки придавали изделиями желаемую пластичность. В них легче было проделать отверстие для набивки ватой. В результате одни фрагменты получались объемными, другие — нет (их часто дополнительно простегивали мелкой стежкой), а все изделие напоминало изящный барельеф.

 

Особую популярность трапунто приобрел в Провансе. Местные мастера назвали эту технику «бути», что по-французски означает «набивка». Они использовали для набивки специальное деревянное шило. Вату набивали по рисунку, а для создания фона выстрачивали специальные «каналы», по которым протягивали хлопчатобумажную пряжу или шнуры. В работе уже не использовали ветошь. В ход шли высококачественные полотна белого цвета.

Белыми покрывалами и наволочками устилали брачные постели аристократов. В маленькие одеяла заворачивали новорожденных в день крещения. А на первый день рождения, или первое причастие малышам часто дарили стеганые пинетки, чепчики и жилетки.

В конце XVI века трапунто привезли в Америку. Она быстро нашла своих поклонников. Ей даже придумали свое название — «stuffed work», или «фаршированная работа». В Америке эта техника стала очень популярной среди жен ковбоев и плантаторов и выполнялась только в белом цвете.

 

Трапунто в наши дни

В промышленный XX век трапунто было вытеснено покрывалами и одеялами промышленного производства. Второе рождение этот рукодельный стиль приобрел уже в наши дни и дал начало нескольким разновидностям набивного квилта. Например, стежка по принту, или стежка разоцветными нитями.
Как здорово, что и в наши дни на свет появляются стильные и изящные вещи в технике трапунто. Они не уступают по красоте тем, что предназначались для французских королей.

этой интересной и красивой технике я обучаю на курсе «Волшебня ночь»

Вышивка трапунто

Итальянское трапунто

Наряду с известными видами вышивки лентами, крестом или гладью, существует еще один, о котором знают далеко не все рукодельницы. Это объемная вышивка трапунто.

Особенность вышивки трапунто заключается в том, что в этой технике можно вышивать как вручную, так и на швейной машинке. Более того, такой вид вышивки можно запросто отличить от любой другой по ярко выраженному объемному рисунку.

 

Итальянская вышивка трапунто имеет несколько особенностей, касаемых выбора игл, ткани, техники вышивания и т.д.

 

Ткани для вышивки

Если вы хотите ощутить явный объем изделия на выходе, нужно тщательно подойти к выбору ткани покрытия. Здесь выбор должен падать определенно на тонкие ткани типа: шифон, х/б ткань, сатин и т.д.

Что же касаемо ткани прокладки, тут разнообразие довольно велико. В зависимости от объема, который вы хотите получить, можете выбирать тонкий синтепон разной величины, холофайдер или спанбонд, хорошо подходящие для ручной работы.

Также обязательно нужно уделить внимание иглам. Выбирайте так называемые иглы для квилтинга. Их особенность в большой длине и большом ушке.

 

Нити для трапунто

Вышивка трапунто требует особого отношения к нитям, используемым в работе. Одним из основных нюансов является то, что нити должны быть одинаковыми по толщине. И верхняя нить предпочтительнее должна быть полиэстеровой, так как они не рвутся и хорошо держат узор.

В работе вы можете использовать не только полиэстеровые нитки, но и выбрать вискозу, если она вам больше по душе. Но сразу стоит отметить, что скорость вышивания вискозными нитками должна быть небольшая. В противном случае, ведущая нить собьется. Более того, рисунок будет сбиваться и деформироваться.

Стабилизаторы в трапунто

Чтобы рисунок не стягивался, не сбивался и не терял свою форму, в вышивке трапунто используют так называемые стабилизаторы. Существуют обычные и специальные стабилизаторы.

Техника трапунто требует применения обычных стабилизаторов. Специальные же пригодятся тем рукодельницам, которые вышивают картины большого объема с множеством слоев.

 

Изначально в применении стабилизаторов нужно обработать края материала клеем по внутренней стороне, чтобы поверхность изделия была не липкой.

Обязательно нужно помнить про одинаковую длину стежков. Равная длина показывает не только красоту рисунка, но и ваше умение направлять ткань на скорости в нужном направлении. Помните, что склеенные слои нельзя резко дергать иначе они могут разойтись.

Вышивка трапунто руками

Вышивка в технике трапунто без помощи швейной машинки имеет интересное название — шадоу. Такой стиль подразумевает собой нанесение рисунка на верхний слой материала и затем обработка его стежками. Из материалов можете использовать лайтбокс или бумагу для заморозки — это значения не имеет. А также стоит отметить, что кроме как водорастворимых маркеров для нанесения рисунка никакие другие использовать не стоит, чтобы избежать окраски ткани.

Следующим шагом в технике является подготовка рисунка на бумаге. Ее нужно приутюжить к нашему рисунку. После этого ее можно оторвать, а саму ткань замочить в воде и дождаться момента, когда цвет маркера пропадет. Вы можете разнообразить рисунок разноцветными нитками.

 

Главное, брать шерстяные нити. Именно с их помощью получится более четкий и красивый узор.

Про другие виды объемной вышивки читайте в нашей статье «Объемная вышивка и ее виды».

Вышивка трапунто и её секреты

Вышивка трапунто – это и есть методика вышивания нитками. Большинство людей под словом «вышивка» понимают изделия, выполненные лентами, крестиком или гладью. Узнать такой орнамент можно даже на ощупь, так как готовое творение характеризуется объёмностью изображения. Вышивать можно в ручном режиме и на швейной машинке. Существует огромное количество способов вышивания, но отличаются они только наполнителями и дизайном.

 

Подготовка к работе

Основной момент – выбор ткани, именно от того насколько правильно вы её выберете, зависит результат. Главным условием же является тонкая материя. Брать джинс или стрейч не следует, лучше обратить своё внимание на хлопок, креп-сатин, шифон или батист. Вы можете выбирать любые цвета, главное, чтобы ткань на лицевой стороне и подкладка были того же оттенка. Подкладку можно назвать основой композиции, ведь от того как плотно будет прилегать к верхнему слою, зависит объём и конечно же внешний вид. Опытные мастера в рекомендуют использовать такие наполнители, как:

Каждый из материалов имеет свои особенности и по-своему будет смотреться в изделии. Например, синтепон лучше брать с плотностью 100, варианты с плотностью 200 и 300 способны утяжелять. Что касается холофайбера, то он не впитывает влагу, не удерживает запахов, и не обладает такой высокой склонностью к возгоранию, как синтепон. Спанбонд – это новый материал, который нашёл своё успешное применение в хендмейде – ручной работе. Он способен восстанавливать свою пышную форму, даже после больших нагрузок. Поролон является самым дешёвым вариантом наполнителя и тоже достаточно хорошо держит форму, но при этом способен желтеть, и крошиться под воздействием тепла и влаги.

синтепон

холофайбер

спанбонд

поролон

Дополнительные рекомендации

Есть ряд случаев, когда одного слоя наполнителя недостаточно, тогда можно применять обычную вату для придания объёмности. Помните, чем пышней будет внутри, тем эффектней, в конечном итоге, будет смотреться ваша работа. Если объяснять эту технику понятным языком, то вам предстоит сделать некий бутерброд. Всего должно быть в идеале три слоя – верхний и нижний – это материя, а средний – это наполнитель.

Необходимые аксессуары

• пяльцы
• иглы
• нитки

В вышивании вам необходимо использовать пяльцы, поэтому если вы выберите много слоев наполнителя, они попросту не сойдутся, а если и сойдутся, то могут открываться в процессе работы. Существует альтернативный способ запяливания сэндвича в пяльцы, но он будет неудобным для новичков. Заключается способ в запяливании только нижнего слоя в пяльцы, а верхние шары прикрепляются с помощью булавок или специального клея распылителя.

Не меньше внимания следует уделять иглам, они должны иметь широкое ушко, через которое будет свободно проходить нитка. В магазине вы можете спросить иголки для квилтинга – они являются идеальным вариантом. Следите, чтобы иголка была очень острой, если до этого вы использовали уже рабочую иголку для вышивания на плотных тканях, лучше ее сменить, так как вероятней всего, она будет оставаться после себя крупные дырки.

Необходимо брать нити одинаковой толщины, лучше всего полиэстеровые. Они не рвутся и хорошо прилегают к основному рабочему материалу. Если же их вы не найдете, хотя это маловероятно, ведь они есть практически во всех магазинах, можете взять вискозные.

Техника выполнения работы

В первую очередь, необходимо нанести рисунок на верхний слой. Для этого используем технику шадоу. Рисунок наносят на лайт-бокс, затем прикладывают к верхнему слою ткани и проходятся утюгом. После этого лучше замочить ненадолго материал в воде, чтобы маркер, которым наносился рисунок, полностью растворился. На месте пребывания должны остаться контуры рисунка. По этому контуру вы будете вышивать, используя вышеуказанные нити. Если вдруг вы не по намеченным контурам пройдётесь нитями и немного скосите, то в этом нет ничего страшного, ваше новшество только украсит работу и придаст ей оригинальности. В вышивке вы можете использовать разные цвета ниток, они придадут узорам теневой эффект. Стежки старайтесь делать очень плотно – один к одному. Но не сильно перетягивайте их.

“Слоёная” вариация

Методика для новичков

Существует и альтернативный способ, он больше подходит новичкам в мире рукоделия. Выберите рисунок, который вы решили изобразить. Далее, приколите булавками рисунок с изнанке. Подобрав по цвету нить, пришивают полотно по контуру к изображению. Оставьте небольшую дырочку, через которую в последствии будете набивать свой орнамент наполнителем. Когда наполнитель уже внутри, зашиваем рисунок до конца. Тогда можете наносить ровные стежки уже поверх набитого материала, чтобы придать вашему изделию аккуратный внешний вид и закончить желаемую картинку. Она может быть дополнена ленточной вышивкой. Также для улучшения дизайна можно применить гладь или крестик, но важно использовать тот же тип нитей, иначе картина будет выглядеть неаккуратно.

Советы по уходу

Очень важно в последствии правильно ухаживать за готовым шедевром, иначе он прослужит вам недолго. Если в качестве прокладочного материала, вы выбрали синтепон, помните, что его нельзя гладить, иначе он становится плоским, а обратно синтепон не восстанавливается. Не стоит гладить и поролоновую вещь, так как поролон пересохнет, начнет выпадать кусочками, что даёт гарантию утраты формы.

Хобби для любого возраста

Этот вид рукоделия поможет вам расширить круг знаний и раскрыть затаившиеся таланты. Вы непременно останетесь довольны своей работой, а то, что ещё вчера казалась непосильной работой, станет для вас любимым хобби.

Как вышивать в технике Трапунто (Trapunto)

Трапунто (Trapunto) — в переводе с итальянского означает «вышивка», а на латыни «укол иголкой». Отличительной чертой изделий, выполненных в этой технике, является объемность. Традиционно техника Трапунто (Trapunto) выполняется вручную, либо на швейной машине, в свободно-ходовой технике. Наш сайт посвящен машинной вышивке, поэтому разбирать технику трапунто мы будем с оглядкой на швейно-вышивальное и вышивальное оборудование, на выполнение дизайнов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, когда в процессе вышивки требуется рука вышивальщика для обрезки излишков ткани, или добавления вспомогательного материала.

Способы выполнения трапунто разнообразны и отличаются по применению дополнительных материалов, включению промежуточных техник а-ля аппликация и т.д. В этой заметке мы рассмотрим наиболее простые способы выполнения трапунто при цельном верхнем слое. Создадим то, что называется бутербродом (сэндвич) и разберемся, как сформировать объем за счет основной строчки в дизайне машинной вышивки, стежковой заливки в большинстве случаев мотивной или «мозги» (в свободно-ходовом методе это стежка), а также применения и обрезки прокладочного материала.

Как и в любой другой технике машинной вышивки, при выполнении трапунто большую роль играют ткани, нитки и стабилизаторы, нельзя забывать также о настройках оборудования и подборе дизайнов машинной вышивки, поэтому прежде чем приступить к практической части, мы предадимся теории.

Для создания дизайна в технике трапунто лучше всего подходят тонкие не стрейчевые ткани (х/б, креп-сатин, шифон, батист), поскольку они не мешают созданию объема.

Плотные, тяжелые материалы, такие как пальтовые, мебельные или джинсовые ткани приминают прокладочные слои и скрывают объем. В итоге изделие получается плоским, вы видите только строчку или стежковую заливку.

Для выполнения техники трапунто прекрасно подходят квилтовые ткани, как одноцветные, так и многоцветные. Богато и благородно смотрится вышивка трапунто на белых тканях.

Если нижний слой должен иметь красивый внешний вид, то можно использовать такую же ткань, которая идет в качестве лицевой, если нет, то можно использовать более простую одноцветную.

Прокладочный материал – основа формирования объема при выполнении дизайнов машинной вышивки в технике трапунто. От свойств примененного прокладочного материала зависит конечный результат. Насколько объемными будут детали, насколько плотным будет изделие и многое другое. Если одного прокладочного материала не хватает для придания объема, то его можно использовать в два сложения или добавить в качестве второго слоя другой материал. Высота прокладочного слоя, количество слоев, напрямую связаны с высотой подъема прижимной лапки. Следует учитывать, что при слишком большом количестве слоев (толщине), машина может пропускать стежки. В качестве прокладочного материала используются следующие нетканые материалы:

  • Синтепон различной плотности 100/200/300 гр.м2. Отличается по методу производства (клеевой, термический, иглопробивной). Клеевой – более пышный, но хуже выдерживает тепловую обработку. Термо – устойчив к влаге. Рекомендуется в основном Синтепон-100, поскольку 200 и 300 утяжеляют изделие, если это крупный проект.
  • Холофайбер – полиэфир 100 %. Отличается по жесткости, объему, плотности. В отличии от синтепона не слеживается. Не удерживает запахи и влагу, не возгораемый, не обладает токсичностью и много других «не».
  • Спанбонд – выпускается различной плотности 40/60/80гр.м2. Прочный материал, восстанавливающий свою форму даже после продолжительной нагрузки широко используется в «Hand-made»
Вам понравится:
Юбка брюки с выкройкой для начинающих

И т.д. На сегодняшний день химическая промышленность предлагает большой выбор различных нетканых материалов для шитья и квилта.

В качестве прокладочного материала в некоторых случаях используют поролон. Плюс поролона в том, что он хорошо держит объем. Минус – непереносимость ВТО, в процессе эксплуатации поролон может начать крошится.

Рекомендованными, к выполнению вышивки в технике трапунто, считаются иглы для квилтинга (Quilt) имеющие более длинное, по сравнению с обычными вышивальными иглами, острие и удлиненное ушко для нити. Конструкция такой иглы позволяет нити свободно проскальзывать между слоями «сэндвича» для трапунто, уменьшая возможность обрывов или пропуска стежков.

Если в вашем арсенале такой иглы не нашлось, её легко заменит игла для вышивки металлизированными нитями или вышивальная игла, скорость выполнения вышивки при использовании таких игл рекомендуется уменьшить.

Если вы давно не меняли иглу, обязательно перед началом вышивки установите новую. При работе с неткаными материалами, да еще высокими многослойными бутербродами старые иглы могут начать «капризничать». Если вам жалко выбрасывать иглу, отложите ее на будущее, для более простых проектов.

Главным свойством верхней и нижней нити является прочность на разрыв и износостойкость в процессе эксплуатации.

Нижняя нить:
В вышивке трапунто изнанка также важна, как и лицевая часть и в качестве нижней нити рекомендуется использовать ту же нить, что и на лицевой части вышивки.

Это не исключает возможности применить специальную нижнюю нить, но ее следует использовать в том случае, когда изделие будет эксплуатироваться активно, а изнанка не предстанет взору общественности. Однако, стремясь к совершенству, к этому предложению можно придраться.

Коль вы решили вышивать специальной нижней нитью используйте нити не тоньше чем №120.

Верхняя нить:
Полиэстер – в качестве верхней нити прекрасно показали себя обычные вышивальные полиэстеровые. Вышивка выполняется без обрывов и несмотря на достаточно высокий «сэндвич» нет пропуска стежков. При этом вышивка выполняется без пропусков стежков (идеальная скорость 600 ст/м).
Красиво выглядит на вышивке полиэстер-мультиколор. Применяя его в стежке вы получите эффект градиентной заливки. Ради эксперимента можно попробовать полиэстеровые нити, светящиеся в темноте и проявляющиеся на свету.

Прекрасная альтернатива блестящему полиэстеру – матовые нити, который уже появились на нашем рынке.

Вискоза – имеют меньшую прочность к разрывам, по сравнению с полиэстером. Хорошо показали себя лишь на более низких скоростях. При высоком бутерброде и высокой скорости нить начинает сучится. Следует учесть, что вискозная нить весьма «скользкая штучка», и если изделие будет эксплуатироваться в активном режиме нити могут рваться. При работе с вискозной нитью обязательно одевайте сеточку, подающую нить плавно и без рывков.

Металлизированные нити – вышивка такими нитями смотрится эффектно. Если ваш проект предполагает вышивку металлизированными нитями, обязательно уменьшите скорость шитья до минимальной. Оденьте на катушку сеточку и установите иглу для металлизированной нити. Металлизированные нити не любят частых стирок, имеют меньшую прочность к разрывам по сравнению с полиэстером.

Хлопчатобумажные нити – 100% хлопок. Придают налет работы, выполненной в ручную. Устойчивы к обрыву, но требуют уменьшить скорость выполнения вышивки.

При выполнении вышивки в технике трапунто нет необходимости в применении специальных «нижних» вышивальных стабилизаторов, поскольку дизайны машинной вышивки легкие, состоят из одних строчек и мотивной стежковой заливки, которая практически не стягивает ткань. Плюс ко всему детали сэндвича, соединяясь между собой, стабилизируют друг-друга предотвращая смещение вышивки. Применение стабилизатора доставит неудобства по окончании работы, когда вам понадобится удалить излишки стабилизатора с изнаночной стороны изделия.

О применении стабилизатора следует задуматься, если вы комбинируете вышивку в технике трапунто с выполнением плотных дизайнова, а также если вы выполняете трапунто с несколькими слоями прокладочного материала.

Можно выделить два основных метода запяливания сэндвича для трапунто.

Первый предполагает запяливание всего сэндвича в пяльца. Данный способ напрямую зависит от конструкции пялец, максимальной высоты подъема лапки в вышивальной машине и высоты «сэндвича». Если вы используете толстый сэндвич, с несколькими слоями стабилизатора, то он может, что называется, не войти в пяльца.

Второй основан на запяливании только нижнего слоя ткани (бэка), а все последующие слои закрепляются на нем при помощи клея-спрея, булавками или наметкой.

Дизайны для выполнения техники трапунто узнаваемы. Как правило, это дизайны строчкой (Ran или Tripple ran). Если предполагается, что в дизайне имеется стежка, то вы обнаружите застилающие объекты, выполненные мотивной строчкой или строчкой «мозги». Применение застилающих объектов, не только участвует в формировании объема, но и имеет декоративный эффект.

Если вы хотите комбинировать дизайны в технике трапунто с дизайнами, выполненными в другой технике, то учтите, что сплошные стежковые заливки придавят средний слой и объемного эффекта может не получится. В этом случае можно порекомендовать предварительно вышить дизайн машинной вышивки на ткани и уже затем выполнить вышивку в технике трапунто.

Дизайны, состоящие из узких, до 3-5 мм, гладьевых валиков с заполнением сатин (Satin) и больших «свободных» от заполнения участками, могут быть использованы при вышивании трапунто, в качестве декоративного эффекта или оформления края детали с трапунто, выполненного в технике аппликация. Подробно о применении гладьевых валиков в технике трапунто, вы найдете в мастер-классе.

Прежде чем приступить к выполнению техники трапунто, проверьте на образце как проходит вышивка. Затем, обращая внимание на полученный результат, измените натяжение, если строчка ложится не как надо, поменяйте высоту лапки. Некоторые рекомендации по настройке:

  • Настройте высоту подъема вышивальной лапки, в соответствии с высотой «бутерброда». Лапка не должна сильно приминать слои будущего трапунто.
  • Слегка ослабьте натяжение верхней нити и увеличьте натяжение нижней. Руководствуйтесь качеством строчки. Нижняя нить не должна вылезать на лицевую сторону, а верхняя на изнаночную.
  • Шпульный колпачок машины лучше использовать с увеличенной настройкой натяжения. Если вы планируете часто вышивать в технике трапутно, то приобретите дополнительный колпачок и настройте его под вышивку трапунто.
  • Как настроить натяжение нижней нити на бытовых или промышленных вышивальных машинах, смотрите в руководстве пользователя.
  • При работе с большим количеством слоев и большой толщиной «бутерброда» снизьте скорость машины, чтобы она не пропускала стежки и нить не рвалась.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И УХОД

Если выполняя вышивку трапунто, в качестве прокладочного материала вы использовали синтепон, то такое изделие нельзя гладить, так как под воздействием тепла и пара синтепон приминается и становится плоским. Обратно синтепон не восстанавливается. Предполагая активную эксплуатацию изделия, частую стирку и глажку, выбирайте в качестве прокладочного слоя специальные материалы для квилта, а также прочные полиэстеровые нитки.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ ТРАПУНТО

Основное отличие способов представленных в этой заметке, это метод запяливания и обрезки проколадочного материала. Для начала введем такие понятия как верхний слой, нижний слой, прокладочный слой. Верхний слой – это лицевая сторона изделия, средний – один или несколько слоев прокладочного материла, нижний – изнаночная сторона изделия. Приступаем…

Создается «бутерброд» Верхний слой – Прокладочный слой (топ) – Нижний слой (бэк). Толщина прокладочного слоя определяется возможностью разместить бутерброд в пяльцах. Условно можно назвать этот способ «Трапунто с запяливанием», так как все слои сэндвича запяливаются. Если толщина изделия не позволяет запялить сэндвич, то воспользуйтесь способом, где описывается процесс запяливания с помощью стабилизатора.

Процесс вышивки выполняется без обрезки среднего слоя. Объем изделию придается за счет строчек приминающих стабилизатор и застилов, если таковые имеются в дизайне.

  • Основная ткань (верхняя, лицевая)
  • Объемный прокладочный материал (синтепон, слимтекс или другие уплотнители для квилтов)
  • Подкладочная ткань (изнаночная, бэк)
  • Вышивальные нити (верхняя и нижняя)
  • Дизайн машинной вышивки (пример)

Подготовьте машину к вышивке намотав на шпульку верхнюю нить. Сложите слои будущего трапунто следующим образом: Расположите внешний обод пялец на столе. На обод пялец поместите ткань для изнанки (бэка) лицевой стороной вниз. Сверху разместите прокладочный материал в один или два слоя (толщина прокладочного слоя определяет высоту трапунто). Поверх прокладочного материала, лицевой стороной вверх, расположите лоскут ткани для лицевой части изделия. Запяльте полученный “бутерброд”. Крепко затяните винт пялец.

Вышивка в технике трапунто подразделяется мастерами на несколько видов: итальянская и флорентийская вышивки трапунто, вышивка машинным способом, шадоу, комбинированная вышивка.

Виды техники трапунто

  • Итальянское и флорентийское трапунто

Различаются только количеством слоев ткани, натягиваемых между пяльцами. В итальянском трапунто их три, во флорентийском — два. Из-за этой особенности итальянское трапунто считается двусторонним, то есть рельеф виден с лицевой и изнаночной стороны.

  • Вышивка машинным способом

Предполагает ручную обрезку ткани и свободно-ходовой машинный стежок. В целом, любую современную машинку можно настроить под СХМШ («свободно-ходовая машинная стежка»). Проблема, с которой часто сталкиваются рукодельницы — отсутствие придерживающей лапки (ее также называют лапкой для стежки). Если на вашей машинке такой лапки нет, можете ее приобрести в магазине, предварительно измерив высоту винта для лапки в опущенном положении в вашей машинке. В магазине обязательно сравните высоту винта с высотой прорези для винта в самой лапке.

В вышивке шадоу ( от слова shadow – тень) главным отличием является то, что вышивка ведется в пять слоев. Главное, их запомнить и правильно повторить. Верхний слой обычно берут очень тонкий. В большинстве случаев это органза. Также не забываем про стабилизаторы (клеевые и тканевые), лицевую и изнаночную ткани и прокладку.

  • Комбинированная вышивка

Представляет собой удивительное сочетание вышивки трапунто с добавлением атласных лент. Эта техника доступна только опытным рукодельницам, но освоив ее, вы научитесь создавать предметы искусства, поистине потрясающие воображение.

Здесь трапунто используется в технике с изнаночной стороны изделия. К ней мы пришиваем кусочек ткани немного большего размера, чем наш рисунок. Далее делаем надрез и набиваем полость синтепоном, чтобы придать объем требуемой части рисунка. Аккуратно зашиваем это все нитками.

Для того чтобы выделить рисунок, который вы делаете лентами (будь то лепестки цветов, бутоны или всевозможные крылья птиц или фей) используйте ленту как можно плотнее. В случае с цветами делайте больше лепестков. Так ваше произведение будет выглядеть намного красивее и рельефнее.

Секреты трапунто

Итальянская объемная вышивка — это всегда работа со слоями, одним из которых является прокладочный материал. Для того чтобы изделие не деформировалось со временем, выбирая прокладочный материал, остановите свой выбор на спанбонде. Он считается лучшим материалом для прокладывания, так как лучше всего держит форму. В случае отсутствия спанбонда, можете смело брать холофайдер или синтепон. С последним нужно быть осторожнее и выбирать только синтепон с низкой плотностью, иначе работать будет тяжело.

Иглы для вышивания вручную выбирайте самые длинные с широким ушком. С ними удобнее работать, нить свободно ходит и не рвется.

Нити вы можете выбирать любые, но нижняя не должна быть тоньше №120. Опытные мастера утверждают, что лучше всего использовать полиэстеровые нитки, которые практически не рвутся. С ними также можно вышивать на большой скорости. Если вышиваете вручную, можете смело брать и хлопчатобумажную нить.

Итальянское трапунто

Итальянская вышивка трапунто имеет несколько особенностей, касаемых выбора игл, ткани, техники вышивания и т.д.

Ткани для вышивки

Если вы хотите ощутить явный объем изделия на выходе, нужно тщательно подойти к выбору ткани покрытия. Здесь выбор должен падать определенно на тонкие ткани типа: шифон, х/б ткань, сатин и т.д.

Что же касаемо ткани прокладки, тут разнообразие довольно велико. В зависимости от объема, который вы хотите получить, можете выбирать тонкий синтепон разной величины, холофайдер или спанбонд, хорошо подходящие для ручной работы.

Также обязательно нужно уделить внимание иглам. Выбирайте так называемые иглы для квилтинга. Их особенность в большой длине и большом ушке.

Нити для трапунто

Вышивка трапунто требует особого отношения к нитям, используемым в работе. Одним из основных нюансов является то, что нити должны быть одинаковыми по толщине. И верхняя нить предпочтительнее должна быть полиэстеровой, так как они не рвутся и хорошо держат узор.

В работе вы можете использовать не только полиэстеровые нитки, но и выбрать вискозу, если она вам больше по душе. Но сразу стоит отметить, что скорость вышивания вискозными нитками должна быть небольшая. В противном случае, ведущая нить собьется. Более того, рисунок будет сбиваться и деформироваться.

Стабилизаторы в трапунто

Чтобы рисунок не стягивался, не сбивался и не терял свою форму, в вышивке трапунто используют так называемые стабилизаторы. Существуют обычные и специальные стабилизаторы.

Техника трапунто требует применения обычных стабилизаторов. Специальные же пригодятся тем рукодельницам, которые вышивают картины большого объема с множеством слоев.

Изначально в применении стабилизаторов нужно обработать края материала клеем по внутренней стороне, чтобы поверхность изделия была не липкой.

Обязательно нужно помнить про одинаковую длину стежков. Равная длина показывает не только красоту рисунка, но и ваше умение направлять ткань на скорости в нужном направлении. Помните, что склеенные слои нельзя резко дергать иначе они могут разойтись.

Вышивка трапунто руками

Вышивка в технике трапунто без помощи швейной машинки имеет интересное название — шадоу. Такой стиль подразумевает собой нанесение рисунка на верхний слой материала и затем обработка его стежками. Из материалов можете использовать лайтбокс или бумагу для заморозки — это значения не имеет. А также стоит отметить, что кроме как водорастворимых маркеров для нанесения рисунка никакие другие использовать не стоит, чтобы избежать окраски ткани.

Следующим шагом в технике является подготовка рисунка на бумаге. Ее нужно приутюжить к нашему рисунку. После этого ее можно оторвать, а саму ткань замочить в воде и дождаться момента, когда цвет маркера пропадет. Вы можете разнообразить рисунок разноцветными нитками.

Главное, брать шерстяные нити. Именно с их помощью получится более четкий и красивый узор.

Трапунто: техника выполнения, особенности и мастер-класс

Высказывание мадемуазель Бертен, модистки королевы Франции Марии-Антуанеты, актуально уже почти 200 лет. Действительно, мода движется если не по кругу, то точно по спирали. Яркие принты сменяет клетка, затем полосы, однотонные полотна, блестящие, рельефные и снова принты. Новые технологии, новые материалы, но силуэты все те же, что были 20 или 30 лет назад. И вот в моду вновь вошла стеганая ткань. Ромбы, полосы, квадраты. А что, если хочется романтики, изысканности, плавных линий, но при этом оставаться в тренде? Именно тогда на помощь приходит такая техника, как трапунто.

Что же это — вышивка или стежка?

Техника трапунто — объемная вышивка. В классической вариации на двухслойной основе вышиваются контуры основного рисунка: как правило, это цветы, перья, завитки, геометрические фигуры. Затем на подкладочном слое раздвигаются волокна ткани и набиваются элементы рисунка ватой или другим наполнителем. Кроме того, заполняется свободное пространство произвольной фоновой строчкой (линии, сетка, спирали, волны, эхо), которые при необходимости также наполняются. Данный процесс трудоемкий и требует максимальной усидчивости и внимательности.

Вам понравится:
Шапка кукуруза своими руками

Существует и второй способ выполнения трапунто. Он появился относительно недавно, однако большинство мастеров выбирают именно его. Суть способа заключается в том, что между двумя слоями ткани заранее прокладывается слой листового наполнителя, после чего выполняются строчки основного рисунка и фона. Благодаря тому, что наполнитель изначально находится в основе, дополнительно набивать изделия, как правило, не надо. Это существенно экономит и силы, и время. Также стоит отметить, что использование цельного листа наполнителя позволяет добиться одной толщины у аналогичных элементов. Хотя современный вид трапунто можно отнести уже не к вышивке, а к стежке.

Данная техника имеет очень глубокие корни. Родиной ее считается остров Сицилия, где еще в III веке н. э. деревенские девушки развлекались, создавая объемные полотна. В основном это были растительные мотивы или геометрические фигуры, но встречались и сюжетные варианты, например, история о Тристане и Изольде. Девушки вышивали на двойном полотне узоры, после чего наполняли ветошью, ватой или нитками элементы, придавая им объем.

В конце XVII века вышивка в данной технике покорила высший свет Европы. С этого времени для основы стали выбирать белоснежные дорогие материалы, например, батист, что вкупе с трудоемкостью процесса привело к тому, что позволить себе такие вещи могли только очень состоятельные семьи, да и то только по праздникам. Например, покрывало в технике трапунто стелили в первую брачную ночь. На рождение детей дарили одеяльце, а на крещение — крестильные наборы.

В связи с техническим прогрессом и автоматизацией производства изделия стали доступны более широкому кругу населения, однако до сих пор они ассоциируются с достатком, роскошью и изысканностью.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к созданию изделий в технике трапунто, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  1. Бумага.
  2. Карандаш.
  3. Лайт-бокс (копировальная бумага).
  4. Водорастворимый маркер.
  5. Ткань.
  6. Наполнитель.
  7. Ножницы.
  8. Иглы.
  9. Нити.
  10. Пяльцы.
  11. Швейная машина.

Данный список может незначительно меняться в зависимости от предпочтений мастера. Например, вместо маркера можно использовать мыло или карандаш, а лайт-бокс можно заменить не только копировальной бумагой, но и хорошо освещенным окном.

Кроме того, начинающим технику трапунто лучше осваивать вручную и на небольших изделиях. Это позволит лучше понять суть такой вышивки, поэкспериментировать с натяжением нити, подобрать оптимальные материалы, а также понять, будет ли новичок в дальнейшем заниматься данным видом творчества или нет.

Швейная машина

Швейная машина существенно упрощает процесс работы с изделием, но и здесь существует несколько нюансов. Во-первых, она должна быть достаточно мощной, чтобы производить большое количество строчек без сброса настроек и перегрева. Во-вторых, необходима специальная лапка для вышивки, которая не закрывает обзор и позволяет легко перемещать ткань под иглой. В-третьих, машинка должна иметь функцию свободного хода, то есть давать возможность свободно передвигать ткань не только вперед и назад, но и в стороны или под углом. Именно это позволит делать строчки максимально плавными, а способность останавливаться в положении, когда игла остается внутри изделия, облегчит движение по рисунку, не прерывая шов. Идеальными машинами в данном случае являются специализированные (для стежки) либо те, у которых имеется функция квилтинга или просто буква Q, что, по сути, одно и то же.

На классической бытовой машине также можно работать в технике трапунто, однако при этом необходимо выбирать несложные рисунки небольшого размера, которые легко можно будет провернуть вокруг иглы. Понадобится также внимательно следить за настройками натяжения нитей и делать несколько подходов, чтобы она не перегрелась.

Внешний вид готового изделия напрямую зависит от материала. Для того чтобы вышивка в технике трапунто выглядела максимально привлекательно, необходимо использовать тонкий, но плотный однотонный материал, который имеет полотняное плетение. Обычно для этих целей выбирают хлопчатобумажные ткани, сатин, батист или шифон. Также можно использовать и другие материалы, однако на слишком плотной ткани практически не будет объема, а на тканях с рыхлым плетением, например, атласных, будет пропадать строчка, совпадающая с длинными участками в структуре. Данный материал, конечно, можно использовать, однако при этом его нужно располагать так, чтобы горизонтальные или вертикальные линии не проходили параллельно долевой нити.

Подкладочную ткань можно выбрать такую же, как и основную — тогда изделие будет двусторонним — либо же другую. Главное, чтобы она не тянулась, иначе весь объем вышивки уйдет вниз. А если будет использоваться классическая техника с последующим наполнением, то структура полотна должна быть достаточно рыхлой, чтобы была возможность раздвинуть волокна, набить элемент наполнителем, а затем восстановить плетение. Можно взять и плотную ткань, но в этом случае необходимо будет сделать надрезы на каждом элементе, после чего наполнить его, а отверстие зашить.

Наполнитель

Сегодня существует множество наполнителей, которые подходят для прикладного творчества. Классические вата и поролон уже практически не используются, потому как оба со временем приобретают желтый оттенок. Кроме того, за изделием с ватой тяжело ухаживать, а поролон со временем начинает крошиться. Также уже не особо используют и синтепон. Связано это с тем, что готовые изделия с таким наполнителем нельзя утюжить, так как он слипается и восстановить объем уже невозможно. Поэтому самыми оптимальными на данный момент наполнителями являются холофайбер и спанбонд.

Нитки и иглы

Очень важно, чтобы строчки данной вышивки были аккуратными и неразрывными. Поэтому большую роль играет выбор нитей. Лучше остановиться на полиэстровых и акриловых. Они, в отличие от хлопковых, не распушатся при трении об иголку и являются более прочными. Что касается цвета, то здесь все индивидуально. Красиво смотрится вышивка, выполненная нитями как подобранными под ткань, так и контрастными. Кроме того, в вышивке можно использовать несколько нитей разных цветов, чтобы разнообразить рисунок.

Иглы должны быть тонкими, длинными и иметь большое ушко. Именно в этом случае на материале не будет оставаться больших отверстий, а нить будет легко скользить за иголкой. Желательно для каждой работы использовать новую иглу.

Когда выбраны и приготовлены все материалы, можно приступить к созданию изделия. Мастер-классов по технике трапунто достаточно много, но все они включают в себя следующие этапы:

  1. Разработка рисунка.
  2. Перенос на ткань.
  3. Формирование основы.
  4. Вышивка.
  5. Обработка края.

Каждый этап очень важен в работе и имеет ряд особенностей.

Разработка рисунка

Рисунок обычно используют модульный, состоящий из множества повторяющихся элементов. Найти его можно как в специализированных журналах, так и на просторах интернета. Однако нет ничего прекраснее, чем создание изделия по собственным эскизам. Для того чтобы нарисовать симметричное изображение, достаточно нанести на лист лишь половину модуля, а затем отразить его зеркально с помощью лайт-бокса, светлого окна или копировальной бумаги. После того как модуль будет готов, его переносят на пластиковый лист или бумагу, формируя законченный эскиз изделия. Также можно воспользоваться графическим редактором и его возможностями редактирования изображения.

Перенос на ткань

После того как готов эскиз, его необходимо нанести на ткань. Лучше это делать, используя лайт-бокс. Но если ткань достаточно просвечивающая, достаточно просто подложить под нее рисунок и обвести все контуры смывающимся маркером для ткани. Подходит и цветное мыло, но им неудобно обводить мелкие детали, к тому же часть рисунка во время работы может стереться.

Второй способ позволяет перенести рисунок максимально точно и быстро. Для этого необходимо на эскиз положить прозрачный пластиковый лист, обвести рисунок, затем наложить заготовку на ткань чернилами вниз и аккуратно проутюжить. В результате рисунок отпечатается на материале.

Формирование основы

Это один из важнейших этапов. Сначала ткань необходимо подготовить — постирать и отутюжить. Если в качестве наполнителя будет использоваться синтепон, то готовое изделие уже нельзя будет подвергать активной термической обработке. При покупке ткани нужно иметь в виду, что в данном случае учитывается не только параметр усадки после стирки (как правило, 10% по длине), но и усадка на объем (от 7 до 10 процентов по всему периметру обязательно). Также лучше отрезать изначально больший размер материала, чем необходим с учетом всех усадок. Если размеры готовой вышивки соответствуют желаемому размеру, лишний материал можно обрезать, а вот если вышивка получилась меньше, чем надо, то ее можно дополнить фоновыми строчками или произвольными элементами, доводя размер до необходимого.

Саму основу следует выкладывать следующим образом:

  1. Нижний слой — его располагать лицевой стороной вниз.
  2. Наполнитель. Если говорить о синтепоне, то его плотность должна быть 100 г/кв. м. Более пышный материал не столько даст дополнительный объем основным элементам рисунка, сколько сделает грубым и толстым полотно с фоновой вышивкой. Кроме того, необходимо учитывать возможности пяльцев и высоту подъема лапки швейной машины. При чрезмерно большой толщине основы машинка может пропускать стежки, что нарушит целостность линий и внешний вид изделия.
  3. Верхний слой — уложить лицевой стороной вверх.

Все слои необходимо скрепить между собой булавками, а если размеры полотна большие, то лучше склеить края водорастворимым клеем.

Сама по себе техника выполнения трапунто достаточно проста: достаточно лишь вышить контуры рисунка, двигаясь от центра к краям. Таким образом можно избежать появления ненужных складок и заломов. Длина стежка должна равняться примерно 2 мм. После того как все линии эскиза будут прошиты, следует приступать к фоновой строчке. Можно заранее нанести ее контуры на ткань маркером либо двигаться в произвольном порядке. Чем плотнее и мельче будет фоновый орнамент, тем лучше будут просматриваться основные объемные элементы. Лишние нити следует закрепить и спрятать внутрь работы.

Готовую вышивку необходимо замочить на 15-20 минут в теплой воде, чтобы линии маркера полностью растворились, после чего аккуратно отжать через полотенце (выкручивать изделие нельзя) и высушить на горизонтальной поверхности. Уже сухую заготовку проверить на необходимость наложения дополнительной фоновой строчки либо добавки наполнителя в элементы основного рисунка. На этом этапе сама вышивка готова.

Кроме классической однотонной вышивки, существуют несколько вариантов придания яркости и цвета. Самый простой — вышивка по контурам заводского принта. Можно предварительно вышить гладью элементы на верхней части основы, нашивать цветную ткань по принципу аппликации, но самый интересный способ — это использование техники шадоу трапунто.

Она заключается в теневом окрашивании работы. Например, в классической вариации объемные элементы наполняли цветными нитями для вязания, которые, просвечивая сквозь верхний слой, и давали «теневую» окраску изделию. Для того чтобы создать подобную окраску в варианте с трехслойной основой, необходимо на изнаночную сторону верхнего слоя нашить лист фетра и вышивать только те детали, которым необходимо придать данный цвет. Затем лишний фетр отрезать, отступив от строчки 1,5 мм, и нашить все остальные цвета. После того как теневая окраска будет нашита, можно приступать к самой технике трапунто.

Важно! В данном случае фетр необходимо пришивать водорастворимыми нитями, чтобы не было дублирования строчки рисунка.

Обработка края

Какой бы красивой ни получилась вышивка, неряшливые края в корне загубят внешний вид изделия. Можно край закрыть косой бейкой: для этого необходимо сначала прошить основу по периметру, отступив 0,3 см от края, чтобы он не был толстым, а слои не сместились в процессе обработке, после чего нашить тесьму. Таким способом можно обрабатывать двусторонние изделия.

А вот если шить подушку в технике трапунто, то необходимо будет либо соединять две вышивки, либо вышивку с материалом для обратной стороны изделия. Также можно использовать широкую окантовку, помещая объемную часть в своеобразную рамку, как картину. Это позволит сконцентрировать внимание на необходимом элементе декора.

Хороший мастер-класс по технике трапунто для начинающих представлен в данном видео:

Несмотря на множество нюансов, кропотливый труд и достаточно сложную технику исполнения, даже начинающий мастер может создать уникальную вещь с объемной вышивкой трапунто, будь то прихватка, жилет, элемент на верхней одежде, подушка или покрывало. Главное — не бояться начинать новое и помнить, что королевскую роскошь и изящество можно сделать своими руками.

Трапунто: учимся делать объемную вышивку. Вариант 1

Как правило в создании фактур или работ в лоскутном шитьё мы используем ткани для пэчворка производства США, хлопок. И в лоскутном шитье также. А если сложная фактура, например бархат, то сразу сталкиваешься с проблемой переноса рисунка на ткань. Или очень сложно переносить рисунок на ткань темного цвета. Что в этом случае можно сделать.

Можно использовать водорастворимый стабилизатор Авалон (используется он в основном для машинной вышивки. Он полупрозрачный, переносим наш эскиз водорастворимым маркером.
Делаем стежку цветка. Три слоя стегаем сразу. Размещение слоев: верхний водорастворимый стабилизатор с рисунком, бархат лицевой стороной вверх, изнанка в данном случае батист с шелком. Т.е. игла будет шить по рисунку на стабилизаторе.

При выборе изнанки обратить внимание чтобы ткань практически не тянулась никуда, иначе трапунто провалится вниз.
Классическое ручное трапунто делается ручными стежками, но при данных материалах делаем контур стежки машинным способом, а наполнение вручную. Поэтому пока это первый вариант. Отличие от машинного трапунто в рельефе и пластичности работы. На фото после стежки со стороны изнанки.

После этого работу нужно замочить в воде комнатной температуры, исчезнет Авалон с разметкой рисунка. Высушили, прогладили.
Раздвигаем волокна ткани на изнанке. Напоминаю что для трапунто всегда орнаменты замкнуты.

Берем палочку для трапунто, ее край цепляется за волокна синтепона.
Берем пышный синтепон и вытягиваем кусочек, методично запихиваем внутрь отверстия, краем палочки распределяем равномерно во все зоны.

С лицевой стороны данный этап выглядит так.

Продолжаем также с остальными фрагментами цветка.

Отверстия зашиваем мелкими стежками.

Фактура выглядит так.

Небольшой видеофрагмент того, как это выглядит.

Анализируем то что получилось на пробе. Анализ зависит от того что вам надо в итоге достичь. Почти как и в других аспектах.

* рисунок слишком битком, для ручного трапунто 1 лучше делать эскиз с паузами, т.е. наполненные фрагменты цветка чередовать с деталями без заполнения. Переделать эскиз.

* слишком битком наполнение синтепон, немного полегче надо. Рельеф будет меньше, соответственно работа пластичней. Возможно попробовать наполнение другим материалом.

* Изнанка повела себя идеально, ее оставляем.

* Попробовать на других материалах! Попробовать с разной прозрачностью материалов!

* Использовала хлопковый бархат, проверить с другим бархатом, возможно результат совсем будет другим.

8. И в итоге у вас должен возникнуть закономерный вопрос, а что дальше. Ведь классическое трапунто должно собраться в сэндвич.

* Можно для квилтов сделать сэндвич, стегать или вручную или на машине, я бы выбрала в данном варианте максимально тонкий хлопок для сэндвича. Получается рисунок стегать будем повторно а этот момент уже потребует виртуозного профессионализма из-за сильного перепада плотностей.

* Оставляем так, но подклад или изнанку нужно будет сделать. Если оставляем так необходимо следить за деформацией всей площади ткани из-за рисунка, соответственно контролировать натяжение нити и набивку трапунто. Возможно из-за этого придется изменить масштабность эскиза.

С удовольствием прочитаю ваши варианты использования ручного трапунто в комментариях.

Оригинальная объемная итальянская вышивка трапунто

В мире рукоделия существует множество оригинальных вышивальных техник. Одна из них – итальянская техника вышивки трапунто.

Итальянская вышивка трапунто удивляет своей неподражаемостью и оригинальностью. Главное отличие от других видов вышивки – это ее объемность. Выполняется вышивка швейной машинкой или иголкой вручную. Вышитое изделие выпуклой формы можно даже отличить от любой другой техники на ощупь. Техника выполнения достаточно сложна, но ознакомившись с ее технологией и отличием способов вышивки, можно стать практически профессионалом в работе.

История возникновения трапунто

Вышивка трапунто возникла в Италии, на острове Сицилия. Многие знают эту страну как колыбель древних памятников культуры и архитектуры. Но не все знают Италию как родоначальницу нескольких популярных видов вышивки. Одна из них – выпуклая вышивка трапунто. Название этой изысканной техники произошло от итальянского слова «trapuntare», что значит вышивать. Техника выпуклой вышивки появилась первоначально с практической целью для экономии тканей, поскольку раньше для подкладочного материала вышивки применялось старое рыхлое и ветхое полотно.

Вам понравится:
Что связать из пряжи бамбук

Именно ветхость подкладки ткани и давала такой изящный результат объемности в изделии, поскольку через отверстия в ткани добавлялась объемность узоров, посредством добавления ваты в нужном фрагменте. Мастерицы из бедных слоев, желая, как всякая женщина, украсить свое жилье, творили невероятные скатерти, салфетки, покрывала, постельное белье, чехлы на подушки, а также украшали одежду.

В основном использовали растительные фрагменты узоров, цветы, букеты, геральдику дворянских родов для богатых заказчиков. Чаще всего применялось полотно из белого льна, что подчеркивало изящность линий вышивки.

Изделия из бедных районов Италии пленили своей красотой и изысканностью, поэтому стремительно завоевали любовь и поклонение не только в Италии, но и многих королевских семьях Европы.
Неожиданная удачная экономия быстро переросла в неподражаемую технику объемной вышивки. Из Италии в XVI трапунто с иммигрантами прибыло в Америку, где быстро завоевало любовь не только мастериц, но и знати. Важными пунктами для точного воспроизведения техники является правильный выбор материалов и инструментов.

Важность выбора тканей

В трапунто ткани играют большую роль, можно выбирать однотипные, можно выбрать разных фактур, это придаст изюминку вышивке и колорит.

Важное условие: ткань должна быть тонкой, батист, сатин, шифон, хлопчатобумажные ткани. Стрейчевые ткани нельзя применять.

Для нижнего слоя очень часто мастера используют ту же ткань, что и для верха. Выбирая ткань для прокладки внутрь, нужно обязательно обратить внимание на качество материала, так как прокладка формирует объем:

  • синтепон, для работы максимальная плотность 100 грамм на 1кв.метр, более плотный утяжеляет изделие;
  • спанбонд, хорошо держит выпуклость форм, но более удобен для ручной вышивки;
  • холофайбер, бывает нескольких видов, отличается от синтепона тем, что не задерживает влагу и запах;

Иногда, в зависимости от изделия, можно выбрать поролон. Хотя он и хорошо держит форму, но в процессе использования готового изделия может крошиться и пожелтеть. Это существенный недостаток, поскольку при прозрачном верхнем материале, это испортит внешний вид изделия.

Нюансы машинной вышивки

Вышивку осуществляют на машинке или вручную. Работая на машинке важно учитывать подъем лапки, укладывая слои ткани. Если уменьшить слои, то пропускаются стежки машинкой. К тому же если прокладки будет больше, то не хватит верхнего и нижнего слоя. При создании выпуклости важно, чтобы верхнего и нижнего слоя было больше по размерам, чем серединки. Если будет лишняя по размерам, потом можно подогнать. После создания вышивки, главное создать равномерность выпуклости по всему периметру.

Выбор ниток и иглы

Иглы для вышивки нужно подобрать максимально длинные. Такие иглы обычно с широкими ушками, при работе нить движется легко и не рвется. Если нет такой иголки, тогда уменьшить скорость строчки на машине. Игла должна быть острой, поскольку нужно прокалывать несколько слоев. Если игла тупая, то на ткани могут быть затяжки, внешний вид изделия будет испорчен.

Нитки для вышивки верхнюю и нижнюю берут одинакового размера, или нижняя нить должна быть тоньше. Чтобы изделие выглядело красиво и нить не рвалась в процессе работы, лучше всего брать полиэстеровую нить. Такая нить удерживает подкладку и большие по размерам выпуклости. Если нить вискозная, то скорость сделайте очень низкой, для равномерности стежков. Поскольку такая нитка потом деформирует рисунок, могут рваться стежки в процессе эксплуатации вещи, следовательно, и рисунок будет испорчен.

Самая красивая вышивка получается при использовании металлизированных нитей. Выглядит такая вышивка очень изысканно, но нитки могут рваться при машинной работе, поэтому необходимо использовать специальную сетку. Обычно только профессиональный мастер применяет металлизированные нитки, с ними достаточно сложно работать. Хлопчатобумажные нитки, больше подходят для ручной работы, поскольку они могут путаться и рваться.

Виды выполнения различных техник трапунто

Флорентийское и итальянское трапунто отличается от других техник количеством слоев ткани, которые натягивают пяльцами. Во флорентийской вышивке их всего 2 слоя, в итальянском трапунто используют 3 слоя. Поэтому итальянское трапунто считается двусторонним, поскольку рельеф четко виден с обеих сторон. Очень красиво смотрятся изделия, выполненные в двухцветной гамме, поскольку его можно использовать с обеих сторон.

Провансальское бути

Для начала работы необходимо при помощи стекла и освещения снизу перенести рисунок на ткань, применяя водорастворимый маркер. Потом сложив лицевую и изнаночные ткани, сметываем их. Стежки сметывания при ручной работе делаем мелкие, удалив рисунок маркера стиркой, после высыхания отпариваем подготовленный материал. Рельеф создается путем набивки длинными нитями пряжи. Для этого нужно взять иголку с длинным ушком и протянув нить внутрь рельефной выпуклости, отрезаем необходимую длину нитки, конец ее заправляем иглой внутрь узора. Более крупный узор набиваем ватой через раздвинутую основу изнанки, важно не порвать ее. Равномерно распределяем по всему рельефу, до полного его заполнения необходимой выпуклости.

Трапунто: техника шадоу

Отличается тем, что проводится в 5 слоев, важно их правильно запомнить и выполнить. Обычно используют очень тонкий верхний слой, чаще всего это органза. В данной технике трапунто обязательное условие использование стабилизаторов тканей: тканевых, клеевых и прокладки. Стабилизаторы предотвращают стягивание тонких тканей. Обязательно после окончания работы необходимо удалить стабилизаторы.

Марсельское пике

Это вид бути, в котором используется 3 слоя. Для прокладки применяется синтепон, стежки более длинные, чем обычно в бути. Изделие получается тяжелее, в основном используют для изготовления одежды, покрывал и чехлов для мебели.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Трапунто представляет собой особенную технику, применяемую в вышивке , в процессе которой отдельным фрагментам или целым мотивам узора придается дополнительный объем с помощью набивки. При этом получаются изображения, имеющие рельефную, выпуклую форму.

» Тюльпаны» — вышивка лентами в сочетании с техникой трапунто

Техника вышивки лентами также предполагает использование трапунто в качестве дополнительного способа декорирования работы. Это помогает придать изделиям выразительные объемные формы, что очень важно для выполнения некоторых декоративных работ — например, рельефных картин или панно.

» Роза» — вышивка лентами в сочетании с техникой трапунто

Выбор ткани для трапунто

Одним из условий успешного создания вышивки лентами с помощью техники трапунто является правильный выбор ткани. Может быть использован однотипный материал для основы работы и для подкладочного слоя, но можно сочетать и ткани разных видов.

Лучше всего для работ в технике трапунто подходят тонкие ткани, среди которых можно назвать следующие:

  • Сатин
  • Батист
  • Шифон
  • Хлопчатобумажная ткань

Крайне нежелательно использовать ткани, в состав которых входит стретч, потому что они имеют свойство растягиваться, и таким образом могут испортить внешний вид изделия.

» Букет мимозы». Вышивка лентами, ваза выполнена в технике трапунто.

Что же касается расцветки ткани, то она обязательно должна быть однотонной. При этом вполне оправданно использование ткани разных цветов для одного изделия. Прекрасно смотрятся работы в технике трапунто, выполненные на материале белого цвета.

» Гладиолусы в вазе». Вышивка лентами, ваза выполнена в технике трапунто

Опытные рукодельницы зачастую используют для основы работы и для подкладочного слоя ткань одинакового типа. Если же такая возможность отсутствует, то для нижнего слоя необходимо выбирать более тонкий материал.

» Маки» — вышивка лентами, ваза выполнена в технике трапунто.

Выбор материала для прокладывания

Качество вышивки в технике трапунто также в немалой степени зависит от выбранного типа прокладочного материала. Именно с его помощью формируется необходимый объем, и каким будет этот рельеф — тоже зависит от материала для прокладывания. Среди самых распространенных можно выделить следующие:

  • Спанбонд — отличный вид материала для выполнения изделий в технике трапунто. Он замечательно держит заданную форму, не сплющивается и не образует комочков.

Спанбонд — один из видов геотекстиля

  • Холлофайбер — хороший вид прокладочного материала, обладающий отличными свойствами не задерживать посторонние запахи и влагу.

Холлофайбер ( или синтепух) — вид качественного наполнителя

  • Синтепон — данный вид материала для прокладки может быть различной толщины. Для вышивки лентами в технике трапунто лучше всего использовать самый тонкий и легкий синтепон — он сделает изделие объемным, но при этом легким. А вот более толстый материал может сделать работу слишком тяжелой.

Синтепон в рулонах

  • Поролон — также прекрасно держит форму изделия, но он может впитывать влагу из окружающей атмосферы, а со временем желтеет и крошится.

Поролон

Техника трапунто своими руками

Готовой вышивке, например вышитой картине , можно придать небольшой рельефный объем при помощи техники трапунто. К тому же, эту технику применяют, если сильно сморщился нижний слой ткани после вышивки — и таким образом появляется возможность улучшить внешний вид работы.

Для выполнения вышивки в данной технике вам будет необходим лоскут белой ткани — желательно такой же плотности, как и основа вышивки. Изделие необходимо сразу же снять с пялец, как только работа будет окончена.

Из белой ткани ( хлопчатобумажной, шелковой или из искусственного шелка — но обязательно тонкой ) надо выкроить лоскут такого же размера, что и вышивка. Затем сложить оба куска материала вместе изнаночными сторонами внутрь и вышитым лоскутом вверх, натянуть на пяльцы оба слоя; особенно сильно следует натянуть нижний слой ткани.

Иголкой с нитью контрастного цвета в два сложения нужно обшить мотив по всему его периметру мелким стебельчатым швом так, чтобы получилась рамка. Затем перевернуть работу на другую сторону и на подкладочной ткани сделать небольшой разрез маленькими острыми ножницами в середине квадрата.

Равномерно вложить между слоями ткани слой прокладочного материала , а затем снять пяльцы. Проверить равномерность набивки прокладочным материалом — его не должно быть чересчур много, но и не слишком мало. На завершающем этапе работы необходимо будет зашить отверстие потайными стежками.

Вышивка лентами в сочетании с техникой трапунто

Основы рукоделия

Стежка *Трапунто*

Трапунто — по итальянски означает вышивка. Этот вид стежки представляет собой рельефный узор в виде орнамента (в Штатах ее иногда называют «набивной»). В отличие от многих других видов стежки, цель которых — утепление изделия, трапунто имеет исключительно декоративное назначение. Трапунто может быть сделано вручную или на машинке. Для создания эффекта выпуклости сзади делают надрез и добавляют еще набивку между стежками. Чтобы придать готовому изделию аккуратный вид, к нему пришивают подкладку.

Традиционно Трапунто используют в изделиях с цельным верхним слоем (без пэчворка или аппликаций). У этой техники долгая история, она применяется как в одежде, так и в обивке мебели, на покрывалах и подушках.

Выполнение Трапунто отнимает немало времени, но результат того стоит. Узоры переносятся на ткань так же, как в традиционном шитье. Верхний слой дублируется слоем марли (или муслина), удерживающим набивку на месте. Набивка должна быть мягкой и мелкой. Узоры (особенно мелкие) удобнее набивать с помощью пинцета.

Для верхнего слоя подберите хлопковую или шелковую ткань плотного переплетения. Лучше всего трапунто выглядит на тканях светлых и средних оттенков, а также тканях с легким блеском. Узор простегивают нитью в тон основной ткани. В качестве подложки подойдет марля или муслин: нити этой ткани легко раздвигаются, что упрощает подбивку узора. Идеальный вариант подбивочного материала — полиэстровый наполнитель: он легкий и хорошо стирается.

Выполнение Трапунто вручную (ручная стежка)

Начинайте работу с разметки узора. Выберите узор с *замкнутыми* элементами, которые можно набивать, например вот такой цветок или перо. На изнаночную сторону ткани наложите тонкую марлю (или коленкор), сметайте слои между собой.

Нитью того же цвета, что и ткань, прошейте все линии узора мелкими плотными стежками. Узелки оставляйте на изнаночной стороне работы, впоследствии они будут закрыты остальными слоями изделия.

Набивка узора : решите, какой элемент узора будете набивать первым. Сделайте маленький надрез на марле, закрывающей этот элемент; не подходите слишком близко к швам. С помощью пинцета проталкивайте небольшие фрагменты набивки под марлю. Не набивайте узор слишком плотно, иначе поверхность ткани станет неровной. Зашейте отверстие : для этого швом *через край* закройте отверстие в марле, удерживающей набивку.
Другой метод набивки : аккуратно раздвинуть нити марли, чтобы образовалось отверстие, через которое можно протолкнуть набивку; затем сдвиньте нити в прежнее положение, закрыв отверстие.
Повторяйте операцию набивки до тех пор, пока не будут заполнены все выпуклые элементы узора.
Соберите слои изделия, добавив либо только ткань изнанки (без подбивки), либо ткань изнанки и тонкую плотную подбивку (на фоне которой не потеряются выпуклые элементы узора).

Основное отличие узоров ручной и машиной стежки в том, что в машиной линия идет непрерывно, в ручной же все детали могут не соприкасаться с друг другом. Трапунто отличает от других видом стежки подчеркнутая выпуклость узоров, это достигается путем простегивания более мелким узором пространство между рисунком крупнее.

Для машинной стежки Вам понадобится швейная машинка с функцией фигурной стежки (например машина Bernina850), для заполнения пространства между узором.
Из материалов вам понадобится тонкий наполнитель, белая ткань, белая ткань для изнанки, два цвета ниток: в тон и контрастные (на ваш выбор).

Переведите рисунок на лицевую ткань. Сметайте лицевую ткань, тонкий наполнитель (синтепон) и изнаночную ткань. Стежку основного рисунка выполняют на машинке с шагающей лапкой с длиной стежка 2мм. Строчку выполняют непрерывной. Сначала выполняют более прямые швы, затем более изогнутые, а в конце — фигурную стежку.

Стежка *Трапунто* представляет собой рельефную стежку в виде орнамента, выполненную на машинке или вручную.

Для создания эффекта выпуклости на нижнем слое ткани (марли или муслина) делают надрез и добавляют еще набивку между стежками.

Стежка. Установите на швейной машинке среднюю длину стежка. Аккуратно проложите строчки по линиям узора на лицевой стороне ткани. Старайтесь не прерывать строчку. Или выстегайте узор вручную швом *назад иглу*.

Завершая работу над каждым отдельным фрагментом, вытягивайте концы нитей на изнаночную сторону, завязывайте узлом и обрезайте. Простегав весь узор, удалите наметку.

Начните набивку с крупных фрагментов: по центру каждого такого фрагмента сделайте в марле небольшой разрез ножницами ( старайтесь резать ткань по долевой нити) . Или раздвиньте нити марли.

Возьмите немного наполнителя и с помощью пинцета, палочки или гобеленовой иглы вложите его в разрез. Наполнителя должно быть не много и не мало — столько, чтобы фрагмент получился достаточно объемным, но ткань при этом не морщилась.

Вложив наполнитель, зашейте разрез швом через край. Или сдвиньте обратно нити марли. Таким же образом подбейте все крупные фрагменты узора.

Подбейте мелкие фрагменты таким же образом. Длинные узкие фрагменты (например, стебли) можно подбить объемной шерстяной пряжей или шнуром, продевая его внутри с помощью гобеленовой иглы.

Подбивая фрагменты узора, периодически проверяйте, как выглядит узор на лицевой стороне ткани. При необходимости убирайте или, наоборот, добавляйте нужное количество наполнителя.

Трапунто вручную:
Вденьте в иглу швейную нить, или хлопковое мулине в два сложения, или хлопковые нитки для стежки и проложите мелкий шов *вперед иглу* либо *назад иглу* по линиям узора. Чтобы ткань не сдвигалась, натяните ее на пяльцы. Или периодически, по мере продвижения работы, натягивайте отдельные участки ткани руками.

Рекомендуемые материалы

Оцените статью
Рукодельница
Добавить комментарий