Узор пепита

Из этой статьи вы узнаете:

—>Жизнь в творчестве —>

Вот мы и добрались до этой разновидности клетчатой ткани.

Так как информации мне удалось добыть мало, буду делиться своими впечатлениями от работы с этим узором.

Итак пепита — – мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками». Пепита, была названа в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива. Пепита де Олива было её прозвище. Узор «Пепита» состоит из маленьких по размеру двухцветных клеток с диагональным соединением, в отличие от «куриной лапки», где соединение между каждой клеткой проходит строго под прямым углом. Размер каждой клетки Пепиты всего до 1 см!

Пепиту часто путают с куриной (на фото: «гусиной») лапкой и клеткой виши (о ней мы поговорим позже), но если присмотреться, то разница видна. Я и сама долгое время думала что лапка и пепита — один узор.


Несмотря на всю свою схожесть с «лапкой», «пепита» очень капризная барышня:

• Принт пепита достаточно ярок и для создания стильного образа достаточно одной вещи с этим принтом. Образ украсит даже мелкая деталь – шарфик, сумочка, кошелек…

• Комбинировать принт пепита с другими принтами не безопасно. Да, соседство с полоской может быть очень интересным, но не каждая женщина может составить элегантный look из этих «ругающихся» принтов.

• Если вы выбирается нетрадиционную цветную пепиту, то дополните образ однотонной вещью, цвет которой не противоречит, или перекликается с одним из цветов принта.

• Для черно-белой пепиты лучшим соседством будут вещи красного, серого, синего, розового, персикового цветов.

• Если вы выбрали сумочку с таким принтом, не дополняйте ее туфлями с идентичным рисунком (это не только уже не модно, но, кроме того, вы рискуете переборщить с эти модным принтом в образе), лучше подойдут шарфик или ремень.

И все же, пепита нравится мне гораздо больше «лапки», видимо из-за того, что я люблю такие сложности в комбинации идей для образа. )))

Виды узоров и принтов, расцветка ткани

Расцветка тканей — группы:


Современные виды узоров и принтов для тканей можно условно разделить на две группы:

изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;
неизобразительные орнаменты – геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Более древними являются геометрические виды узоров на тканях: они произошли от космогонических представлений людей о мире и от технологических способов изготовления предметов. Это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.

Самым известным геометрическим узором, наверное, является древнегреческий орнамент «меандр».

Меандр – орнамент в виде ломаной линии в виде связанных между собой прямых углов, имитирующих сложную кромку морского берега.

Такая расцветка ткани как полоска была известна уже в Древнем Египте: головной убор фараона изготавливался из ткани в синюю и золотую полоску. Сначала полоски появились на керамических изделиях: они образовывались при их изготовлении на гончарном круге и впоследствии стали окрашиваться в различные цвета. Затем полоски стали использовать для декорирования тканей.

У славянских народов бытовала многоцветная полосатая ткань под названием «пестрядь»: рисунок на ней был обусловлен тем, что пряжа в крестьянском хозяйстве периодически заканчивалась, а купленные на торгах нити отличались по цвету.

Современные ткани в полоску разнообразны по цветовым решениям, ширине полосок и расстоянию между ними. Выделяются следующие варианты:

Полоски на тканях для одежды морского стиля – регулярные полоски в ограниченном цветовом диапазоне, характерном для этого стиля: сочетания синего, черного или красного с белым цветом.
Ткань «омбре» — шелковая легкая ткань, имеющая долевую полоску, образуемую путём сложного саржевого переплетения нитей (основное, уточное или равностороннее переплетение).
«Райе» — ткань, имеющая долевые полосы одинаковой или различной ширины. Рисунок создается в процессе переплетения нитей контрастных цветов.

Клетка – один из самых популярных видов рисунков на ткани: первые упоминания о ней датируются III веком нашей эры. Ткани с рисунком в клетку получили общее название «шотландка», потому что они родом из Шотландии. Плотная шерстяная ткань в клетку в этой стране стала знаком клана: каждый род имел определенный по цвету и размеру рисунок клетки, называемый «тартан». Специальная компания занимается регистрацией тартанов, которых в настоящее время насчитывается 2200 вариантов: фамильные, королевские, государственные расцветки, создаваемые по случаю праздников – все учитывается!

За многовековую историю создано огромное количество тканей в клетку:

Английская клетка – неяркий клетчатый рисунок на шерстяных костюмных тканях, используемый в изделиях классического стиля. Цветовая гамма включает серые и коричневые тона. Примером является ткань, бывшая с 1924г.фирменной для бренда Burberry, выполненная в сочетаниях коричневого, черного, бежевого и красного цветов.
«Виши» — рисунок в мелкую клетку, появившийся в 1850 г. и названный в честь французского города.
Гленчек – общее название тканей в клетку, включая «куриную лапку» и «пепиту», чаще применимое для обозначения мелкого рисунка.
«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб» – двухцветный, контрастный рисунок на ткани в виде деформированной клетки, с вытянутым углом – получаемый путем переплетения нитей; ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».
«Мадрас» — плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.
Оксфорд – хлопчатобумажная или с добавлением химических волокон сорочечная ткань в полоску или клетку.
«Пепита» – мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками», получаемый путем переплетения нитей контрастных цветов; родом из Испании.
«Принц Уэльский» («Эстерхази», виндзорская клетка) — костюмная шерстяная ткань серого цвета с тонкими полосами светлого и темного цвета, при пересечении которых образуются клетки; в названиях задействованы имена вельмож, которые использовали эти ткани в своих костюмах, несмотря на их низкое происхождение.
Тартан – клетка на плотной шерсти, получаемая переплетением нитей, знак принадлежности к определенному роду.
Шотландка – общее название тканей в крупную клетку.

Аргайл – узор на материале из связанных между собой отдельных ромбов, используемый чаще всего в трикотажных изделиях. Название произошло от местности в Западной Шотландии.

«Ёлочка» — рельефная расцветка костюмной ткани или драпа в виде ломаных линий, напоминающих положение игл на елке, образуемый переплетением различных по цвету нитей основы и утка по типу ломаной саржи.

Ткани в мелкий горошек получили распространение в женском костюме в конце XVIII века. Современная мода обязана популяризации этого мотива в оформлении тканей Ив Сен Лорану, который считается «Королем горошка»: он активно использовал рисунок в 70-х годах в деловых жакетах и романтических платьях. Другой дизайнер, Хайнц Остегаард, предложил рисунок в крупный горошек Polkadots, расположенный в виде рядов, образующих своеобразные полоски на ткани.

Polkadots («пятна полька») – принт на ткани в виде параллельных рядов из горошин крупного размера.


«Перец с солью», «мушка» — рисунок на грубых тканях типа драпа, твида в виде мелких точек темного и светлого цвета, образуемый переплетением нитей.

В первобытной орнаментике растительных мотивов не было, но в искусстве Древнего мира они очень популярны: в Египте это — стилизованные изображения папируса, лотоса, в Риме – листьев аканта, дуба, лавра, винограда. Многообразие мира флоры – великолепный источник творчества для дизайнеров: мода всегда будет их использовать, каждый раз обращая наше внимание на новые объекты.

Арабески – расцветка ткани из витиеватых узоров в виде стилизованных цветов и листьев.
Пейсли («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурек») – узор на ткани, образованный с помощью элемента персидского орнамента «Бута» в виде изогнутого листа и названный в честь шотландского города, в котором производились шерстяные шали с этим рисунком. В Европе получил распространение в начале XIX века, когда в моду вошли кашмирские шали.
Купон (купонная ткань) — это крупный узор на ткани, чаще растительный (но не только!), который по краям изделия самый крупный, а ближе периферии уменьшается и сходит «на нет». Часто сочетается с каймой, так как это выглядит логично и естественно для купона.

Эти принты в расцветке ткани всегда на пике популярности: большие и маленькие, в букетах и по одиночке, цветы всегда вызывают восхищение! Цветочные — очень модные принты. Известные мотивы:

Мильфлер (Millefleurs – с фр.– «множество цветов») — узор из мелких цветов на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.
Fleur-de-lis или «Геральдическая лилия» – знак королевской власти во Франции с конца средних веков. Этим изображением украшены гербы и флаги различных городов мира — Флоренции, Квебека, Нового Орлеана и др. Согласно последним исследованиям выявлено, что Fleur-de-lis является стилизованным изображением ириса, а не лилии.

Геометрнический узор в горошек — фото: 19 — мелкий горошек (крапинка), 20 — рисунок polkadots, 21 — перец-с-солью.

Растительный узор на ткани — фото: 22 — арабески, 23 — пейсли, 24 — цветочный принт мильфлер, 25 — цветочный акварельный узор на ткани, 26 — рисунок fler-de-lis, 27 — экзотический растительный тропический узор из листьев (принт джунгли).

Узоры и принты на ткани — фото: Животный принт: 28 — змеиный принт, 29 — тигровый принт, 30 — леопардовый узор, 31 — принт зебра.


Виды расцветок ткани — фото: 32 — этнический узор, 33 — психоделический принт, 34 — абстрактный принт в стиле Пикассо, 35 — муаровый узор на ткани, 36 — узор в стиле венецианского стекла, 37 — принт чешуя, 38 — узор зигзаг Миссони, 39 — узор в стиле пэчворк.

Виды узоров и принтов на тканях – неисчерпаемая тема: их очень много! И с каждым новым витком моды их становится все больше! Упомянем еще лишь парочку узоров, о которых мы не сказали. Например, меландж — ткань из нескольких цветов нитей, или из разных оттенков одного цвета, ткани с меланжевым эффектом похожи на ткани типа «соль-с-перцем», расцветка травер — ткань, имеющая одинаковые или различной ширины поперечные полосы, создаваемые переплетением нитей контрастных цветов. Рисунок образуется уточным переплетением. Или Филь-а-филь (Ш-а-Ш) (гуськом, шеренгой, ступенчато) — рисунок на ткани с выступающими, диагональными полосами. Такой рисунок создается с помощью саржевого переплетения контрастных по цвету нитей основы и утка. Соотношение нитей основы и утка в раппорте 1:1. И многие другие узоры.

Джемпер с узором «Пепита»

Комбинируем на свободном джемпере с рукавами «летучая мышь» классическую «пепиту» с тонкой продольной полоской. Широкие манжеты и карман вяжутся в самом конце.

Вам потребуется

Пряжа А (48% шерсти, 32% верблюжьей шерсти, 20% полиамида; 180 м/25 г) — по 150 (175-200-225) г темно-серой и светло-серой, 25 г ягодной;
пряжа В (82% шерсти альпака, 16% полиамида, 2% эластана; 132 м/25 г) — 75 г антрацитовой; круговые спицы №5 длиной 80 и 120 см.

Узоры и схемы

Платочная вязка

Лицевые и изнаночные ряды — лицевые петли. При круговом вязании провязать попеременно 1 ряд лицевыми, 1 ряд изнаночными.

Узор в полоску

Вязать по приведенной схеме в 2 нити = попеременно 1 п. темно-серой и 1 п. светло-серой нитью, при этом нерабочую нить свободно протягивать на изнаночной стороне работы. В ширину повторять раппорт из 2 п. между стрелками и закончить петлей после 2-й стрелки. В высоту повторять с 1-го по 4-й ряд.


Узор «Пепита»

Вязать по приведенной счетной схеме А в жаккардовой технике. В ширину повторять раппорт из 8 п. между стрелками. В высоту повторять с 1-го по 8-й ряд.

Узор в клетку

Вязать по приведенной счетной схеме В в жаккардовой технике. В ширину повторять раппорт из 6 п. между стрелками и закончить 3 п. после 2-й стрелки. В высоту повторять с 1-го по 8-й ряд.

Плотность вязания

22 п. х 28 р. = 10 х 10 см, связано узором «Пепита» пряжей А;
19 п. х 34 р. = 10 х 10 см, связано платочной вязкой двойной нитью пряжи В.

Спинку и перед вязать с обеих сторон с цельновязаными рукавами. Оба двухцветных узора имеют различную плотность вязания, поэтому левая и правая половинки пуловера в процессе работы могут различаться по размерам. Выкройка джемпера рассчитана по образцу плотности вязания для узора «Пепита», так как этот узор занимает наибольшую площадь модели — по этой причине в инструкции приводится только этот образец плотности вязания. Небольшие различия в размерах корректируются путем растягивания детали по размерам выкройки.

Выполнение работы

Двойной темно-серой нитью набрать скрещенными 115 (123-133-141) п. и провязать 1 изн. ряд изнаночными.

Далее петли распределить следующим образом: кром., 49 (49-59-59) п. узора в полоску, 64 (72-72-80) п. узора «Пепита», кром.

Через 5 см = 15 (15-13-15) р. от наборного ряда прибавить с обеих сторон для скосов рукава 1 раз по 1 п., затем в каждом 2-м р. 0 (5 раз по 1 п. — 1 раз по 1 п. и 1 раз по 2 п. — 3 раза по 1 п.) и затем *1 (1-2-2) раз по 1 п. и 1 раз по 2 п., от * повторить всего 21 (18-13-12) раз = 243 (243-245-245) п. Прибавленные петли включать в соответствующий узор.

Через 15,5 (16-17-17,5) см = 43 (45-47-49) р. от последней прибавки вязать укороченными рядами для плечевых скосов и верхних скосов рукава следующим образом: *провязать до последних 12 п. ряда (в следующем ряду провязать до последних 12 п. перед следующим накидом), сделать 1 накид и повернуть работу, провязать в обратном направлении до последних 12 п. ряда (в следующем ряду провязать в обратном направлении до последних 12 п. перед следующим накидом), сделать 1 накид и работу повернуть, от * повторить еще 7 раз, при этом после последнего ряда работу повернуть без накида.

Для воротника-стойки провязать на оставшейся 51 (51-53-53) п. еще 9,5 см = 26 р., продолжая узор. Затем закрыть петли.

Вязать, как спинку, но в зеркальном отображении. Для этого после 1-го изн. ряда от наборного ряда распределить петли следующим образом: кром., 64 (72-72-80) п. узора «Гусиная лапка», 49 (49-59-59) п. узора в полоску, кром.

Выполнить плечевые швы, для этого сложить спинку и перед лицевыми сторонами и провязать светло-серой нитью по 1 отложенной петле укороченных рядов обеих деталей вместе лицевой (поворотный накид сдвинуть к следующей петле и провязать вместе, одновременно закрывая провязанную петлю). Выполнить боковые швы на воротнике-стойке.

Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Шерстяная кофта для девочки

По нижним краям рукавов набрать двойной антрацитовой нитью 61 (63-65-67) п. и для планок рукавов вязать 16 см = 54 р. платочной вязкой, при этом начать с изнаночного ряда. В следующем изнаночном ряду петли закрыть нитью в 4 сложения, как при лицевом вязании, при этом провязывать по 2 п. вместе.

Выполнить боковые швы и нижние швы рукавов.

Воротник-стойку сложить пополам изнаночной стороной внутрь и пришить.

Для кармана набрать темно-серой нитью 35 п. и вязать узором в клетку следующим образом: кром., 5 раз повторить раппорт из 6 п. между стрелками, закончить 3 п. после 2-й стрелки и кром. Через 16 см = 48 р. от наборного ряда закрыть петли темно-серой нитью. Карман пришить к переду над наборным краем со скрещенными петлями поверх перехода узоров.

Фото: журнал «Verena» №4/2020

Подпишись на канал Verena в ЯНДЕКС.ДЗЕН

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • Вязание — Амигурами (353)
  • ВЯЗАНИЕ — VERENA — (252)
  • ВЫШИВКА (94)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ Amu — япония (59)
  • ИНФОРМАЦИЯ (57)
  • УКРАШЕНИЯ КРЮЧКОМ (41)
  • МУДРЫЕ МЫСЛИ (27)
  • ЖУРНАЛ — ROWAN — (24)
  • МУЗЫКА (18)
  • ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА (6)
  • СОВЕТЫ ОГОРОДНИКАМ (1)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ Let’s knit series../япония/. (699)
  • -МОЛИТВЫ- (360)
  • — ВЯЗАНИЕ — «МОДНО И ПРОСТО» (13)
  • — ВЯЗАНИЕ — БАБУШКИН КВАДРАТ — (661)
  • — ВЯЗАНИЕ — БЕЗРУКАВКА — (1319)
  • — ВЯЗАНИЕ — БОЛЕРО — (574)
  • — ВЯЗАНИЕ — БРЮКИ — (171)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЖАКЕТЫ, КАРДИГАНЫ (10234)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЖАККАРД — (5770)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЖИЛЕТ, БЕЗРУКАВКА, МАЙКА (2622)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛ МОД — (211)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ «САЛФЕТКИ,ПОДУШКИ, ПОКРЫВ (3955)
  • — ВЯЗАНИЕ — ИРЛАНДИЯ- (1932)
  • — ВЯЗАНИЕ — КОФТА — (1010)
  • — ВЯЗАНИЕ — КУРТКА — (346)
  • — ВЯЗАНИЕ — НОСКИ , ГЕТРЫ — (2357)
  • — ВЯЗАНИЕ — ОБУВЬ — (853)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПЛАТКИ, ПАЛАНТИНЫ, ШАЛИ КРЮЧКОМ (4684)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПЛАТКИ, ПАЛАНТИНЫ, ШАЛИ СПИЦАМИ (5573)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПЛАТЬЯ (5130)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПОДИУМ — (805)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПОНЧО — (1041)
  • — ВЯЗАНИЕ — ПОЯС — (23)
  • — ВЯЗАНИЕ — САРАФАН — (741)
  • — ВЯЗАНИЕ — СВИТЕР — (14178)
  • — ВЯЗАНИЕ — СУМКИ — (887)
  • — ВЯЗАНИЕ — ТОПЫ — (6527)
  • — ВЯЗАНИЕ — УЗОРЫ КРЮЧКОМ (2363)
  • — ВЯЗАНИЕ — УЗОРЫ СПИЦАМИ (4656)
  • — ВЯЗАНИЕ — ФИЛЕЙНОЕ — (1915)
  • — ВЯЗАНИЕ — ШАПКИ КРЮЧКОМ — (3165)
  • — ВЯЗАНИЕ — ШАПКИ СПИЦАМИ — (6442)
  • — ВЯЗАНИЕ — ЮБКИ — (1159)
  • — ВЯЗАНИЕ -НЕОБЫЧНЫЕ ТЕХНИКИ — (1953)
  • — ВЯЗАНИЕ -ПОВЯЗКА НА ГОЛОВУ (301)
  • — ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН — ТУНИКИ (4018)
  • — ВЯЗАНИЕ- ЖУРНАЛ «МАЛЕНЬКАЯ ДИАНА» (274)
  • -ВЯЗАНИЕ — АРАНЫ- (10856)
  • -Вязание — БОХО — (86)
  • -ВЯЗАНИЕ — ВИЛКА- (89)
  • -ВЯЗАНИЕ — ВОРОТНИКИ — (586)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ «ДУПЛЕТ» (229)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ Keito Dama (140)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ (2083)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ япония(азия) (1199)
  • -ВЯЗАНИЕ — КАЙМА — (854)
  • -ВЯЗАНИЕ — КОСТЮМ — (546)
  • -ВЯЗАНИЕ — ЛЕНТОЧНОЕ КРУЖЕВО — (214)
  • -ВЯЗАНИЕ — МИССОНИ — (1158)
  • -ВЯЗАНИЕ — ШАЗЮБЛИ — (250)
  • -ВЯЗАНИЕ -ЖУРНАЛЫ «ВЯЖЕМ КРЮЧКОМ» (240)
  • -ВЯЗАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН -ПАЛЬТО (2020)
  • -ВЯЗАНИЕ- АНАНАСЫ (1007)
  • -ВЯЗАНИЕ- ЖУРНАЛЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ (2633)
  • -ВЯЗАНИЕ- МИТЕНКИ,РУКАВИЦЫ. (1533)
  • -ВЯЗАНИЕ- МОТИВЫ- (5376)
  • -ВЯЗАНИЕ- НИЖНЕЕ БЕЛЬЁ, КУПАЛЬНИКИ (395)
  • -вязание- общие темы (3961)
  • -ВЯЗАНИЕ- ПИНЕТКИ- (341)
  • -ВЯЗАНИЕ- ФРИФОРМ- (82)
  • -ВЯЗАНИЕ-БЕЗОТРЫВНОЕ ВЯЗАНИЕ (265)
  • -ВЯЗАНИЕ-ШАПКИ СПИЦАМИ-(ВИДЕО) (1320)
  • -ВЯЗАНИЕ-ШАПОЧКИ КРЮЧКОМ-(ВИДЕО) (633)
  • -ЗАКОНЫ — (60)
  • -Книга — узоры /япония/ (1073)
  • ВИДЕО -ТУНИКИ,ТОПЫ,ПЛАТЬЯ,КУРТКИ,ПАЛЬТО. (1231)
  • ВИДЕО- ШАЛИ, ПАЛАНТИНЫ (830)
  • ВЯЗАНИЕ — В СЕТОЧКУ ТОПЫ, ТУНИКИ (4135)
  • Вязание — детских шапочек крючком (207)
  • ВЯЗАНИЕ — ДЕТСКИХ ШАПОЧЕК СПИЦАМИ (1089)
  • вязание — журнал FELICE — (1)
  • Вязание — ЗОНТИК — (14)
  • ВЯЗАНИЕ — Модели от DROPS (1886)
  • ВЯЗАНИЕ — МУЖСКИХ ШАПОЧЕК КРЮЧКОМ (21)
  • ВЯЗАНИЕ — МУЖСКИХ ШАПОЧЕК СПИЦАМИ (209)
  • вязание крючком — Брюгское кружево (108)
  • вязание крючком -Румынское кужево (19)
  • ВЯЗАНИЕ- ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БИСЕРА И БУСИН,КУМИХИМО, ШНУ (31)
  • Лекарственные средства (травы) (821)
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ (41)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (448)
  • РЕЦЕПТЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЕДЫ (56)
  • ФИЛЬМЫ (396)
  • Шитьё — выкройки — (612)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ДЖЕМПЕР С УЗОРОМ «ПЕПИТА»

Пятница, 22 Марта 2020 г. 04:16 + в цитатник

Джемпер с узором «Пепита»


Комбинируем на свободном джемпере с рукавами «летучая мышь» классическую «пепиту» с тонкой продольной полоской. Широкие манжеты и карман вяжутся в самом конце.

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ

Пряжа А (48% шерсти, 32% верблюжьей шерсти, 20% полиамида; 180 м/25 г) — по 150 (175-200-225) г темно-серой и светло-серой, 25 г ягодной;
пряжа В (82% шерсти альпака, 16% полиамида, 2% эластана; 132 м/25 г) — 75 г антрацитовой; круговые спицы №5 длиной 80 и 120 см.

УЗОРЫ И СХЕМЫ

ПЛАТОЧНАЯ ВЯЗКА

Лицевые и изнаночные ряды — лицевые петли. При круговом вязании провязать попеременно 1 ряд лицевыми, 1 ряд изнаночными.

УЗОР В ПОЛОСКУ

Вязать по приведенной схеме в 2 нити = попеременно 1 п. темно-серой и 1 п. светло-серой нитью, при этом нерабочую нить свободно протягивать на изнаночной стороне работы. В ширину повторять раппорт из 2 п. между стрелками и закончить петлей после 2-й стрелки. В высоту повторять с 1-го по 4-й ряд.

УЗОР «ПЕПИТА»

Вязать по приведенной счетной схеме А в жаккардовой технике. В ширину повторять раппорт из 8 п. между стрелками. В высоту повторять с 1-го по 8-й ряд.

УЗОР В КЛЕТКУ

Вязать по приведенной счетной схеме В в жаккардовой технике. В ширину повторять раппорт из 6 п. между стрелками и закончить 3 п. после 2-й стрелки. В высоту повторять с 1-го по 8-й ряд.

ПЛОТНОСТЬ ВЯЗАНИЯ

22 п. х 28 р. = 10 х 10 см, связано узором «Пепита» пряжей А;
19 п. х 34 р. = 10 х 10 см, связано платочной вязкой двойной нитью пряжи В.


Спинку и перед вязать с обеих сторон с цельновязаными рукавами. Оба двухцветных узора имеют различную плотность вязания, поэтому левая и правая половинки пуловера в процессе работы могут различаться по размерам. Выкройка джемпера рассчитана по образцу плотности вязания для узора «Пепита», так как этот узор занимает наибольшую площадь модели — по этой причине в инструкции приводится только этот образец плотности вязания. Небольшие различия в размерах корректируются путем растягивания детали по размерам выкройки.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Двойной темно-серой нитью набрать скрещенными 115 (123-133-141) п. и провязать 1 изн. ряд изнаночными.

Далее петли распределить следующим образом: кром., 49 (49-59-59) п. узора в полоску, 64 (72-72-80) п. узора «Пепита», кром.

Через 5 см = 15 (15-13-15) р. от наборного ряда прибавить с обеих сторон для скосов рукава 1 раз по 1 п., затем в каждом 2-м р. 0 (5 раз по 1 п. — 1 раз по 1 п. и 1 раз по 2 п. — 3 раза по 1 п.) и затем *1 (1-2-2) раз по 1 п. и 1 раз по 2 п., от * повторить всего 21 (18-13-12) раз = 243 (243-245-245) п. Прибавленные петли включать в соответствующий узор.

Через 15,5 (16-17-17,5) см = 43 (45-47-49) р. от последней прибавки вязать укороченными рядами для плечевых скосов и верхних скосов рукава следующим образом: *провязать до последних 12 п. ряда (в следующем ряду провязать до последних 12 п. перед следующим накидом), сделать 1 накид и повернуть работу, провязать в обратном направлении до последних 12 п. ряда (в следующем ряду провязать в обратном направлении до последних 12 п. перед следующим накидом), сделать 1 накид и работу повернуть, от * повторить еще 7 раз, при этом после последнего ряда работу повернуть без накида.

Для воротника-стойки провязать на оставшейся 51 (51-53-53) п. еще 9,5 см = 26 р., продолжая узор. Затем закрыть петли.

Вязать, как спинку, но в зеркальном отображении. Для этого после 1-го изн. ряда от наборного ряда распределить петли следующим образом: кром., 64 (72-72-80) п. узора «Гусиная лапка», 49 (49-59-59) п. узора в полоску, кром.

Выполнить плечевые швы, для этого сложить спинку и перед лицевыми сторонами и провязать светло-серой нитью по 1 отложенной петле укороченных рядов обеих деталей вместе лицевой (поворотный накид сдвинуть к следующей петле и провязать вместе, одновременно закрывая провязанную петлю). Выполнить боковые швы на воротнике-стойке.

По нижним краям рукавов набрать двойной антрацитовой нитью 61 (63-65-67) п. и для планок рукавов вязать 16 см = 54 р. платочной вязкой, при этом начать с изнаночного ряда. В следующем изнаночном ряду петли закрыть нитью в 4 сложения, как при лицевом вязании, при этом провязывать по 2 п. вместе.

Выполнить боковые швы и нижние швы рукавов.

Воротник-стойку сложить пополам изнаночной стороной внутрь и пришить.

Для кармана набрать темно-серой нитью 35 п. и вязать узором в клетку следующим образом: кром., 5 раз повторить раппорт из 6 п. между стрелками, закончить 3 п. после 2-й стрелки и кром. Через 16 см = 48 р. от наборного ряда закрыть петли темно-серой нитью. Карман пришить к переду над наборным краем со скрещенными петлями поверх перехода узоров.

Вход через сервисы

Регистрация через сервисы

  • Все статьи
  • История моды
  • Клетчатая ткань

Клетчатая ткань

Клетка – строгая, дерзкая, церемонная, респектабельная, цветная, чёрно-белая, какая угодно, но только не устаревшая. Есть в мире вечные ценности, и клетка – одна из них…

Согласно традициям пальма первенства в изобретении и популяризации клетчатого рисунка принадлежит шотландским мужчинам, но это не совсем так. Недавно, во время проведения археологических раскопок в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Кроме того, известным историческим фактом является то, что знать в Древнем Риме носила клетчатые тоги, а мужественные самураи в Японии – клетчатые кимоно. В костюмах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. Эти узоры были вытканы разноцветными нитями, что вместе с золотым декором придавало тканям особенно роскошный вид. В древней Руси распостранённым был рисунок в виде ромбовидных решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.
В современном обществе клетку по-прежнему одинаково любят как панки и неформалы, так и аристократы и миллионеры. Но странно было бы не начать с особой любви к клетке в Шотландии, неспроста ведь многие виды клетчатой ткани называют шотландкой.

Изначально шотландские клетчатые ткани называются тартан (дословно переводится, как «рисунок»), они производятся уникальным старинным способом. Определённый набор нитей, расположенных в установленном порядке по цветам и количеству узоров, натягивается строго под прямым углом на ткацкий станок. Этот набор называется сет (sett), его ткут сначала в прямой последовательности, затем – в обратной. В итоге, если развернуть эту ткань на 90 градусов, мы увидим точно такой же набор – это и есть идеальная симметрия.
В давние времена тартаны производились кустарными методами, в каждой местности нитки окрашивались уже имеющимися там природными красителями. В результате у каждого шотландского клана появились свои цвета, и позже это стало традицией. Ещё до возникновения христианства по законам король мог иметь до семи цветов в своём тартане, друид – шесть, а представитель знати – четыре.
Тартаны бывают трёх видов: симметричный (центром является пересечение линий, от него в 4 стороны расходятся ряды клеток), несимметричный (без повторов сета, клетки выстроены в одну сторону от края до края) и двухцветный (самые знаменитые из них – чёрно-красный и красно-зелёный). Поначалу тартаны также имели фиксированные размеры: 1,5 метра в ширину и 5, 5 метров в длину. Их использовали как накидки с капюшонами, или же оборачивали вокруг бёдер. Подобный вид одежды был особенно распостранён у викингов, именно у них шотландцы позаимствовали слово «килт» для обозначения своей, ставшей всемирно известной клетчатой юбки.


О килте следует рассказать подробнее. Процесс надевания килта напоминает ритуальный танец. Воин буквально катается по земле, наматывая на себя полосы ткани в строго определённой последовательности. Появился килт в начале XVIII века, а до этого предки шотландцев (галлы) носили длинные льняные рубашки, поверх которых надевали тёплые шерстяные накидки из клетчатой ткани – пледы (plaid). Именно плед, скреплённый на талии поясом, служил прототипом килта. В Шотландии и сейчас существует «большой килт», который представляет собою плед, заправленный в пояс. Укороченный же килт, согласно одной из легенд, изобрёл в 1730 году владелец металлургического цеха англичанин Томас Роулинсон, который решил помочь работающим у него шотландцам. Им было слишком жарко в их больших традиционных пледах, и Томас предложил им отрезать верхнюю часть пледа, оставив только нижнюю. А оставшуюся верхнюю полосу материи использовать в качестве шарфов. Именно так из большого килта впоследствии получился маленький, представлявший собою накидку, закрывавшую нижнюю часть тела от пояса до колен.

Королевская чета и неформалы

Спустя какое-то время в старой доброй Англии произошла промышленная революция. Довольно быстро появились сразу несколько фабрик, изготавливающих тартан. Самой известной их них была основанная в 1765 году фабрика William Wilson & Son’s of Bannockburn («Уильям Уилсон и сыновья из Баннокберна»). Именно эта фабрика снабжала тартанами шотландскую армию.
С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте. Мода на тартан дошла до того, что даже королева Виктория с принцем Альбертом создали новый вид тартана и использовали его для декора своего дворца в Балморале. Именно благодаря этой монаршей чете клетку во всём мире стали ассоциировать с традиционной британской сдержанностью, аристократичностью и аскетизмом.

Изменить этот взгляд на клетку смогли только в 70-х годах неформалы (панки). Они нагло присвоили себе традиционную клетчатую расцветку, сделав её символом бунтарства и воинственности. Это был своего рода вызов всему чопорному и пуританскому.

Тем не менее, именно панки способствовали триумфальному возрождению клетки в одежде простых людей. Аристократы были возмущены, но это было в какой-то степени возвращение к истокам, к первоначальной мужественности тартанов, которые носили шотландские горцы. Клетку полюбили все, начиная от ковбоев Дикого Запада (ковбойка – клетчатая рубашка с накладными карманами), заканчивая свободолюбивыми канадскими лесорубами, ценящими всё крепкое, добротное, надёжное.
Невозможно также не упомянуть о преппи-стиле (preppy), взявшем своё начало от школьной формы для воспитанников престижных учебных заведений. В XIX веке подобную школьную форму из шотландки начали шить в Японии. Да и в наше время японские школьницы-подростки, изнывающие от избыточного адреналина и желающие вырваться из скучного размерного социума, носят клетчатые мини-юбки, выказывая тем самым бунтарский дух. Это даже стало отдельным стилевым течением в современной уличной моде.

Новый виток в истории

В 1950 году Дональд Стюарт, автор влиятельной книги «Сочетания ниток в шотландских тартанах» предложил унифицированную систему учёта рисунков тартанов. Согласно этой системе каждый традиционный клетчатый узор получал определённый личный код «синдекс», состоящий из комбинации букв и цифр (буквы обозначали цвет, а цифры – количество ниток). Например, синдекс тартана Макдоналд: R72 G4 R10 G32. На самом деле знающий человек может легко расшифровать данную аббревиатуру – она означает, что орнамент этого тартана составляют 72 красных нитки, 4 зелёных, 10 красных и 32 зёленых. А так как в основном тартаны симметричны по рисунку, далее эта комбинация повторяется в обратном порядке. Сокращенная цветовая формула (slog) этого тартана будет RGR:GRG (красный-зёленый-красный: зелёный-красный-зелёный). Данный подход сродни взглядам на жизнь ценителей хорошего виски или дорогих сигар.
Особую популярность клетка обрела во времена романтизма XIX века, когда общество зачитывалось романами Вальтера Скотта и поэмами Джорджа Байрона. Клетка стала признаком свободолюбия и вольнодумства. Те, кто поддерживал идею свободы слова, носили шотландские пледы вместо плащей, а также клетчатые жилеты и галстуки.
Славные страницы своей истории шотландцы чтут и по сей день – они готовы платить огромные деньги за тартан, созданный по всем технологиям, а он обойдётся не дешевле 60$ за метр. Но современные модники во всём мире относятся к клетке без подобного пиетета, хотя не отрицают её популярности. И тут самое время упомянуть о видах клетки.

Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Узелковая кукла своими руками

Разновидности клетки

Гленчек (glencheck)

Гениальная француженка Коко Шанель в 1920-х годах творчески ворвалась на территорию Туманного Альбиона и ввела в моду специальное переплетение ниток, лежащее в основе современной версии гленчека. Серый цвет с пересечениями тёмных и светлых полос неизменно присутствует в шанелевских шерстяных костюмах и жакетах.
А вообще родом гленчек из земель расположенных поблизости лохнесского озера. Его особенно любили монаршие особы – именно поэтому у французов этот узор называли «Принц Галльский», у англичан — «Принц Уэльский», у австрийцев — «Эстер-хази», т.е. по именам вельмож, в своё время отдавших своё предпочтение тканям такого простонародного происхождения.

Виши (vichy)

Своё название узор Виши получил в честь французского городка, в котором его изобрели в 1850 году два местных ткача. Клетка Виши – неизменный атрибут прованса и стиля кантри. Хлопчатобумажная плотная ткань Виши получается путём переплетения одинаковых по ширине продольных и поперечных нитей, набранных двумя разными цветами. Традиционные цвета – синий или красный, а также их оттенки на белом фоне. Именно такую клетку использовал французский модельер Жак Эстерель при создании свадебного платья Бриджитт Бардо в 1989 году.

Пепита (pepita)

Пепита – это ткань в мелкую двухцветную клетку, каждая не больше 1 см. Как правило, чёрно-белой или чёрно-коричневой расцветки. Своё название такая клетка получила в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива, которая питала особую привязанность к этому узору.
Эта ткань бывает полотняного или саржевого переплетения, для её основы используется пряжа разных цветов. Из-за простого и незамысловатого дизайна пепита изначально использовалась только для пошива постельного белья и пижам.

Куриная лапка (pied-de-poule)

У нас этот знаменитый узор называют куриной или гусиной лапкой, в Германии – петушиной лапкой, в Англии – зубы гончей (houndstooth). Эта чёрно-белая клетка с лёгкой руки Коко Шанель, которая популяризовала данный узор, считается символом утончённости и хорошего вкуса. Коко Шанель часто черпала идеи для своих коллекций в гардеробе мужчин – именно оттуда берёт своё начало узор куриная лапка – углы клеток как бы выскакивают за границы квадрата. В итоге получается мелкий узор из квадратов с удлинёнными углами по диагонали.
Приталённый жакет с узором куриная лапка стал символизировать респектабельность и элегантность. А после выхода в 60-х годах фильма «Завтрак у Тиффани», где героиня Одри Хепберн предстала перед зрителями в маленьком чёрном платье и в жакете с узором куриная лапка – этот жакет стал деталью маст-хэв в гардеробе каждой модницы.
Любопытно, что куриная лапка – один из немногих узоров, который подвергается профессиональной дискриминации – например, одежда такой расцветки запрещена для телеведущих, так как от неё рябит в глазах.

Гинем (gingham)

Гинем – это лёгкая хлопчатобумажная ткань, вертикальные и горизонтальные полосы которой образуют клетки, фоном выступает белый цвет, сами полосы – яркие. Название гинем происходит от малайзийского слова genggang, что означает «полосатый».
Гинем был завезён в XVII веке в Европу, а затем и в Америку, где использовался на производстве, как недорогая и прочная ткань. Гинем олицетворяет дух молодости с эффектом неформальности.

Аргайл (argyle)

Узор Аргайл создан по принципу шахматной доски, он состоит из ромбовидной клетки с поперечными полосами контрастного цвета. Считается, что это вариация тартана шотландского клана Campbell, который обосновался в территориальной области Argyll. Сам же аргайл был впервые воспроизведён в 1897 году, когда ткачи освоили новую технологию – интарсию.
В обиход данный узор был введён компанией Pringle of Scotland, которая использовала его при производстве трикотажного белья и чулок. В 1930-х годах аргайл начали использовать повсеместно, в любой одежде, в результате чего уже в 1950-х годах Pringle of Scotland превратился в культовый бренд. На сегодняшний день эти яркие ромбы стали популярной модной тенденцией.

В 1924 году бренд Burberry презентовал миру свою ставшую впоследствии знаменитой клетку Нова, использовав её как узор для подкладки в верхней одежде. Нова полюбилась англичанам настолько, что они осторожно внедрили её сначала на зонты, потом – на шарфы. Вскоре чёрно-бело-красно-бежевая клетка украшала всю продукцию компании Burberry. Одежду с фирменной клеткой заказывали и знаменитости, и авиаторы, и полярники-экспедиторы, и современная продвинутая молодёжь.

Такая популярность сыграла злую шутку с компанией Burberry – мир наводнили подделки, фейки с аналогичными узорами Новы. Кроме того Нова полюбилась чавстерам – английским гопникам, которые были взбалмошными хулиганами и терроризировали население.
Чтобы как-то заглушить такой сомнительный успех Новы, креативный директор Burberry Кристофер Бейли принял решение на время убрать клетчатую ткань из коллекций бренда. Так Нова надолго исчезла с прилавков. Но через какое-то время, когда ажиотаж вокруг знаменитой клетки поутих, компания Burberry осторожно начала возвращать её к жизни. К классической бежевой клетке Нова присоединились новые цвета: голубой и бледно-розовый.

Мода в клетке

В 60-х годах клетка активно начала использоваться в модных дизайнерских коллекциях. Первыми её начали популяризовать японские дизайнеры – Кензо и Ханае Мори. Ив Сен-Лоран предложил обществу цветные клетки в духе картин Питера Мондриана. Андре Курреж продвигал бело-красные крупные шахматные клетки. Такие ткани подчёркивали агрессивный характер моды тех лет. После премьеры в 1967 году фильма «Бонни и Клайд» в моду вернулись классические клетчатые юбки в складку.
На сегодняшний день тяжело найти дизайнера, который бы не работал с клеткой. Клетка может быть строгой или, наоборот, озорной, она не имеет возрастных ограничений, она подходит как для кэжуала, так и для делового стиля. Клетка является любимым узором в коллекциях таких мировых брендов, как Roberto Cavalli, Max Mara, Alexander McQueen, Ralph Lauren, Moschino и мн. др. Если раньше одежда в клетку была символом простоты, то теперь она ассоциируется с изысканностью и элегантностью.

«Носить» клетку – не так просто, как кажется, ведь клетка способна создавать оптические иллюзии. В идеале клетчатая одежда должна быть матовой, без блеска. Блестящая ткань может коварно укрупнить клетку. Носить юбку в широкую клетку могут себе позволить только стройные девушки, потому что широкая клетка визуально увеличивает бёдра. Деловой женщине стоит остановить свой выбор на брючном костюме в «европейскую» клетку. Для тех, кто не совсем уверен в своей фигуре, рекомендуется использовать клетчатую расцветку в аксессуарах: шейный платок, шарф, сумка, перчатки, кошелёк, туфли. Но если вы пребываете в полной уверенности насчёт своей фигуры, клетка открывает для вас массу возможностей, так как клетчатый узор сам по себе уже является украшением. Главное – не переборщить. Не пытайтесь скомбинировать одновременно несколько деталей гардероба с разным клетчатым принтом. Например, не стоит надевать к клетчатой рубашке галстук в клетку. Но, если вы всё же горите желанием экспериментировать, помните: стиль и размер клеток должен быть одинаковым, и у них должен быть хотя бы один общий цвет.

Разбираемся в названиях тканей в клетку

Клетка — один из трендов сезона. Сегодня в моде не только клетчатые рубашки, но и пиджаки, брюки, куртки, шарфы…

Давайте разберемся как называются разичные виды к тканей в клетку.

Самый знаменитой, пожалуй, является клетка Burberry.

Официальный год рождения клетки – 1924.
Тренчи, изобретенные Томасом Барберри, накануне Первой мировой войны очень быстро приобрели огромную популярность. Прямые непромокаемые пальто, длиной до колена, схваченные поясом изначально предназначались для солдат, но пришлись по вкусу многим. А вместе с ними и клетка,ведь для создания подкладки использовали узор из четырех цветов: черного, белого, песочного и красного.

«Виши»

В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки – «Виши». Это некрупная клетка, в основном, из двух цветов (один из которых чаще всего, белый).

Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность и со временем перешел на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. И конечно, эта клеточка определённо ассоциируется с Провансом, стилем Кантри.

«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб»

Такое странное название узор заполучил по очень простым причинам — его орнамент действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки гусиных лап.

В современном виде «гусиная лапка» оформилась только в XIX веке. А до того времени она существовала под видом своего старшего брата, именующегося border tartan. Кстати, его название пошло от региона, по которому проходила граница между Шотландией и Англией, он так и назывался — Border.


Ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».

«Пепита»

Мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками». Пепита, а именно эту ткань в клетку чаще всего путают с Куриной лапкой, была названа в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива. Пепита де Олива было её прозвище. Узор Пепита состоит из маленьких по размеру двухцветных клеток с диагональным соединением, в отличие от «куриной лапки», где соединение между каждой клеткой проходит строго под прямым углом. Размер каждой клетки Пепиты всего до 1 см!

«Мадрас»

Плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.

«Принц Уэльский» (виндзорская клетка)


Упоминания об этом рисунке на ткани датируются аж 1471 годом. В современном виде была названа, разумеется, в честь Эдуарда VIII, который отличался оригинальными модными предпочтениями и проявлял недюжую смелость в создании собственного стиля. Именно благодаря нему и его безудержной любви к этому принту, клетка стала модным узором и превратилась в один из классических рисунков мужской одежды.

Уоллис Симпсон и Принц Уэльский

Тартан (шотландка)

Самая известная одежда из тартана — шотландский килт.

1. «Каледония» — универсальный тартан, который может носить каждый шотландец
2. «Блэк Уотч» — военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл»
3. «Дресс Кэмпбелл» — парадный тартан клана Кэмпбелл
4. «Барберри» — тартан создан для компании в 1920 году и занесен в регистр в 1985-м
5. «Дресс Гордон» — нарядный вариант тартана клана Гордон
6. «Ройял Стюарт» — самый известный в мире тартан

Моду на тартан ввела никто иная, как королева Британии Виктория, которая обожала «все шотландское». Именно она с мужем Альбертом придумала украсить свою резиденцию клетчатыми декоративными тканями.

Аргайл (Argyle)

История этого рисунка носит загадочный характер. Одни утверждают, что в его основу лег Андреевский флаг (государственный флаг Шотландии). Другие считают, что Argyle является творческим переосмыслением узора, который красовался на килтах шотландского клана Campbell, проживающего в области Argyll.

Узор Argyle неразрывно связан с именем Роберта Прингла, основавшим в 1815 году компанию Pringle of Scotland. Первые сто лет она занималась производством трикотажного белья и чулок. Именно Pringle of Scotland ввела в мировую моду узор из ромбов. Пика своей популярности Argyle достиг после Первой мировой войны. Ещё бы! Ведь изделия Pringle of Scotland стал носить король Великобритании Эдуард VIII во время игры в гольф.

До 30-х годов ХХ века Аrgyle украшал наименее заметный предмет одежды — носки.

А в 1930-х годах его начали использовать в производстве трикотажной одежды. К 50-м годам ХХ века Pringle of Scotland достигла пика популярности и превратилась в культовую марку.

Гид по клетке: самые знаменитые узоры

Наш путеводитель поможет вам не заплутать в увлекательном « клеточном» мире.

Как часто мы видим в магазинах, на подиумах, в Интернете и по телевизору уже ставшие привычными принты и узоры на тканях, но не знаем, как правильно они называются! Не отдавая себе отчета, мы говорим «клетчатая ткань» применительно к столь разнообразным орнаментам, что это буквально граничит с неуважением к истории этих знаменитых узоров.

Наш «Гид по клетке» поможет вам разобраться в хитросплетениях орнаментов!

Чаще всего тартан у нас называют «шотландкой», хотя на самом деле эти два слова изначально обозначали несколько разные вещи: шотландка — ткань, тартан — узор.
Конечно, этот принт знаменит благодаря шотландским килтам: «tuar tan» переводится как «цвет местности», и это отнюдь не лирическая поэтика, а самая что ни на есть практичная реальность — шотландские кланы окрашивали овечью шерсть для килтов натуральными красителями. Кто-то использовал морские водоросли для коричневого, кто-то кору ольхи для черного, кто-то чернику для синего, а так как в разных частях Шотландии получали разные красители, расцветка тартана наглядно свидетельствовала о том, откуда родом клан.
Так что ничего удивительного, что на свете существует огромное количество разновидностей тартана, каждая из которых имеет свое название.

Один из самых знаменитых тартанов, военный тартан Black watch, что переводится как «черный дозор». В 1739 году Георг II создал этот особый полк, который провел следующие 270 лет на страже интересов Британской короны. За эти долгие годы «Черный дозор» провел 164 сражения, каждое из которых — с отличием.

Сегодня любой из нас может прикоснуться к истории, сделав выбор в пользу этого благородного узора глубоких насыщенных тонов.

В 1924 году на подкладочной ткани тренчкотов знаменитой британской марки Burberry появился клетчатый узор, который сейчас безошибочно узнает любая модница. Принт состоит из четырех цветов: черного, белого, песочного и красного. На его создание основателя марки Томаса Берберри вдохновил традиционный орнамент английских пледов. Клетка Burberry получила название Nova Check.

Этот сдержанный узор появился в 19 веке как одна из разновидностей родового тартана графини Сифилд. В гленчек графиня одевала своих егерей, и именно во время очередной охоты Эдвард VII, принц Уэльский впервые увидел его. Королевской особе так полюбилась эта клетка, что он попросил пошить ему костюм из подобной ткани, и благодаря не ослабевавшей привязанности принца к этому узору, за гленчеком так и закрепилось прозвище «Принц Уэльский».

Для классического гленчека характерна ахроматическая цветовая гамма, основные цвета, используемые в данном узоре — белый и черный или, как вариант, серый. Вполне допускается использование и других приглушенных тонов, главное — чередование светлых и темных полос, вертикальных и горизонтальных, при переплетении которых образуется узор.
Конечно, гленчек идеален для мужских костюмов, благодаря своей сдержанности и аристократичности, однако в наше время эта клетка пользуется равной популярностью как в мужской, так и в женской моде, и даже у дизайнеров интерьеров.


Клетка «виши» — прямиком из теплого французского прованса! Эта предельно простая разновидность клетки была придумана местными умельцами в 1850 году в городке Виши. Узор представляет собой некрупную клетку, в основном, из двух цветов, чаще всего красно-белого или сине-белого цветов.

Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Японское платье для девочки

Примечательно, что сами французы изобретение оценили невысоко — узор использовался для скатертей и салфеток. Зато в Америке клетка «виши» буквально свела всех с ума — в 50-х Бриджит Бардо появилась на обложке журнала ELLE в платье с пышной юбкой из ткани в бело-розовую клеточку, что положило начало триумфальному шествию «виши» по гардеробам модниц всего мира.

Куриная лапка

Если при виде этого узора вы уже готовы с уверенность сказать «Шанель» — увы, придется вас перебить! Шанель, конечно, внесла свою лепту в популяризацию этого орнамента, однако прародителями его были… все те же шотландцы!

В современном виде «куриная лапка» появилась в XIX веке, сформировавшись на основе border tartan. Можно также встретить название «собачий зуб», но, как правило, это название относится к узору, если он изображен заметно крупнее классического варианта. Такое своеобразное название оправдано тем, что узор действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки куриных лап.

Многие путают «пепиту» и «куриную лапку», поскольку на поверхностный взгляд они действительно похожи, однако на самом деле существенно разнятся.
«Пепита», названная в честь испанской танцовщицы, известной по прозвищу Пепита-де Олива, состоит из маленьких квадратов с небольшими «завитушками» по углам.

Не следует путать эти три узора:

Мадрасская клетка

В отличие от плотных, тяжелых тканей, которые мы рассматривали до этого, ткань в мадрасскую клетку — это воплощение лета, недаром ее придумали в индийском городе Мадрас (теперь Ченнаи). В период британской колонизации этой территории индийцы разработали эту комфортную ткань, позаимствовав узор у всемирно известной шотландской клетки. Но тропический климат и любовь к ярким краскам не могли не наложить свой отпечаток — мадрасская клетка ассоциируется с броскими, заметными цветами и необычными сочетаниями.

Настоящий мадрас можно отличить по характерной черте — рисунок присутствует на обеих сторонах ткани.

Изначально слово «таттерсол» обозначало орнамент на лошадиных попонах, которые продавала фирма Tattersall’s, однако в дальнейшем эти клетки перекочевали на мужские рубашки, после чего уже отправились в свободное плавание по волнам моды.
В качестве фонового цвета чаще всего встречаются белый, бежевый, кремовый, а сами полоски могут быть красно-черными, сине-черными, фиолетово-коричневыми, сине-фиолетовыми, розово-зелеными, хотя при желании можно найти самые разнообразные цветовые сочетания.

Узор пепита

Разбираемся в названиях тканей в клетку

Считается, что изобретение и популяризации клетчатого рисунка принадлежит шотландским мужчинам.

Portrait of Kenneth Sutherland, 3rd Lord Duffus (d.1732), by Waitt, Richard (fl.1708-30)

Но это не совсем так. Недавно, во время проведения археологических раскопок в Египте, учёные обнаружили древнюю мумию, завёрнутую в клетчатый саван. Кроме того, известным историческим фактом является то, что знать в Древнем Риме носила клетчатые тоги, а мужественные самураи в Японии – клетчатые кимоно. В костюмах византийской эпохи часто встречается рисунок в виде крупных квадратов или ромбов, в которые помещены изображения животных. В древней Руси распространённым был рисунок в виде ромбовидных решёток с кругами в центре или звёзды на фоне квадратов.

Однако в современное время мир ассоциирует ткань в клетку с Шотландией.

Тартан
Первое упоминание о тартане относится к 325 г. нашей эры. Весьма потрепанный кусочек материи хранится в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.Само слово «тартан» в буквальном смысле означает «рисунок».

1. «Каледония» — универсальный тартан, который может носить каждый шотландец
2. «Блэк Уотч» — военный тартан, ставший основой для многих клановых тартанов, например «Гордон» и «Кэмпбелл»
3. «Дресс Кэмпбелл» — парадный тартан клана Кэмпбелл
4. «Бёрберри» — тартан создан для компании в 1920 году и занесен в регистр в 1985-м
5. «Дресс Гордон» — нарядный вариант тартана клана Гордон
6. «Ройял Стюарт» — самый известный в мире тартан

Поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения. Ткались они из определенного набора ниток, покрашенных красителями, добываемыми из местных растений, плодов. Безусловно, что тартаны ткались и распространялись в близлежащей местности. Поэтому в каждой местности были свои расцветки, определяемые местными красителями.

Моду на тартан ввела никто иная, как королева Британии Виктория, которая обожала «все шотландское». Именно она с мужем Альбертом придумала украсить свою резиденцию клетчатыми декоративными тканями. Во времена промышленной революции ткань стали изготавливать на фабриках. С тех пор английское общество словно помешалось на клетчатом принте.

И помешательство продолжается до сих пор. Отличный пример — клетка Burberry.

Официальный год рождения клетки – 1924.
Тренчи, изобретенные Томасом Бёрберри, накануне Первой мировой войны очень быстро приобрели огромную популярность. Прямые непромокаемые пальто, длиной до колена, схваченные поясом изначально предназначались для солдат, но пришлись по вкусу многим. А вместе с ними и клетка,ведь для создания подкладки использовали узор из четырех цветов: черного, белого, песочного и красного.

Или ещё один знаменитейший узор «Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб»

В современном виде «гусиная лапка» оформилась только в XIX веке. А до того времени она существовала под видом своего старшего брата, именующегося border tartan (под этим суровым именем он известен и поныне). Кстати, его название пошло от региона, по которому проходила граница между Шотландией и Англией, он так и назывался — Border.

border tartan

Такое странное название узор заполучил по очень простым причинам — его орнамент действительно похож на передние клыки собаки или же на отпечатки гусиных лап.
Ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».

Но этот узор часто путают с узором «Пепита».
Мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками». Пепита, была названа в честь испанской танцовщицы Жозефа де-ла-Олива. Пепита де Олива было её прозвище. Узор Пепита состоит из маленьких по размеру двухцветных клеток с диагональным соединением, в отличие от «куриной лапки», где соединение между каждой клеткой проходит строго под прямым углом. Размер каждой клетки Пепиты всего до 1 см!

Говоря о тартанах нельзя не сказать о классике — Гленчек (Glen Urquhart Check)

Родина этого классического тартана земли замка Urquhart , что находится у озера Лох-Несс в горной Шотландии.
Но если на него накладывается ещё одна большая клетка, контрастного цвета, то этот тартан называют «Принц Уэльский» (виндзорская клетка).


В начале ХХ века, её ввёл в моду Эдвард VIII, принц Уэльский, отличавшийся оригинальными модными предпочтениями и проявлявший недюжинную смелость в создании собственного стиля. Именно благодаря нему клетка стала модным узором и превратилась в один из классических рисунков мужской одежды.

Уоллис Симпсон и Принц Уэльский

Причем ввёл он в моду не только эту клетку, а еще и узор Аргайл (Argyle)

История этого рисунка носит загадочный характер. Одни утверждают, что в его основу лег Андреевский флаг (государственный флаг Шотландии). Другие считают, что Argyle является творческим переосмыслением узора, который красовался на килтах шотландского клана Campbell, проживающего в области Argyll.

Так или иначе, но узор Argyle неразрывно связан с именем Роберта Прингла, основавшим в 1815 году компанию Pringle of Scotland. Первые сто лет она занималась производством трикотажного белья и чулок. Именно она ввела в мировую моду узор из ромбов. Пика своей популярности Argyle достиг после Первой мировой войны. Ещё бы! Ведь изделия Pringle of Scotland стал носить Эдуард VIII во время игры в гольф.

Эдуард, принц Уэльский во время турнира по гольфу.1929

До 30-х годов ХХ века Аrgyle украшал наименее заметный предмет одежды — носки. А в 1930-х годах его начали использовать в производстве трикотажной одежды. К 50-м годам ХХ века Pringle of Scotland достигла пика популярности и превратилась в культовую марку.

Но и это еще не всё!
Яркая плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции называется Мадрас — в честь большого промышленного города Индии.

А чтобы завершить тему клетки, нужно не забыть сказать о «Виши».

В 1850 г., во французском городке Виши, местными ткачами была изобретена особая разновидность клетки – «Виши». Это некрупная клетка, в основном, из двух цветов (один из которых чаще всего, белый). В англоязычных странах её называют Gingham.

Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность и со временем перешел на салфетки, скатерти, обивку мебели, шторы и пологи кроватей. И конечно, эта клеточка определённо ассоциируется с Провансом, стилем Кантри. Именно такую клетку использовал французский модельер Жак Эстерель при создании свадебного платья Бриджитт Бардо в 1959 году.

Стильная клетка. Пять самых популярных видов клетчатого принта

Существует множество версий, когда и кем была изобретена ткань с клетчатым рисунком. Кто-то считает, что в Древнем Египте, кто-то – что в Древнем Риме, а некоторые приписывают появление клетки исключительно шотландцам. Наверное, сейчас это даже не важно, нужно лишь радоваться, что клетка с нами и что она никогда не выходит из моды.

Существует множество разных видов клетчатой ткани, и каждая имеет свое происхождение и предназначение.

Тартан

В переводе с гаэльского языка тартан означает «крест-накрест». Это не просто способ вязки тартана, это его смысл – каждый крест цветных нитей означает принадлежность к определенному шотландскому клану. Именно из этой ткани шьют мужской килт. Это лишь самые распространенные сейчас виды тартанов:

Интересно, но сегодня обзавестись собственным уникальным тартаном может любой желающий. В мировом регистре тартанов Scottish Tartans World Register зафиксировано более 3300 образцов, принадлежащих семьям, городам, организациям и целым странам.

Одна из самых известных клеток тартан в мире моды – это, конечно, клетка Burberry.В 1924 году на подкладочной ткани тренчкотов Burberry появился знаменитый клетчатый узор из четырех цветов: черного, белого, песочного и красного. Клетка Burberry имеет особое название – Nova Check.

Burberry всеми силами пытаются защитить свою клетку от копирования, но, увы, сделать это не так-то просто.

«Гусиная лапка»

Эта чёрно-белую клетку сделала популярной Коко Шанель, и с тех пор этот узор считается признаком утончённости и хорошего вкуса. Это мелкий принт из квадратов с удлинёнными углами по диагонали.

Фото: brandnewstyle.net, malinca.ru

Пожалуй, самой популярной вещью с «гусиными лапками» является укороченный приталенный жакет.

Клетка Принца Уэльского

В начале ХХ века, её ввёл в моду Эдвард VIII, принц Уэльский, отличавшийся оригинальными модными предпочтениями. Именно благодаря нему клетка превратилась в один из классических рисунков мужской одежды.

Вы точно не прогадаете, если купите костюм с таким рисунком – он смотрится не вычурно и подходит к любому случаю.

«Виши»

Клетка Виши – неизменный атрибут прованса и стиля кантри. Название произошло от одноименного города, где узор был изобретен. Изначально клетки «Виши» использовали для постельного белья, но постепенно орнамент приобретал все большую популярность, и из него стали шить одежду.

Фото: allmoda.net, zara.com

В повседневной жизни такая ткань чаще всего используется для летних хлопковых платьев или рубашек. Также она очень популярна в оформлении «деревенских» интерьеров.


Узор состоит из ромбовидной клетки с поперечными полосами контрастного цвета. В обиход данный узор был введён компанией Pringle of Scotland, которая использовала его при производстве трикотажного белья и чулок. Позже с принтом стали шить и другую одежду, в результате чего уже в 1950-х годах Pringle of Scotland превратился в культовый бренд.

Фото: woolovers.com, thebestwool.com

Этот узор является чуть ли не самым популярным принтом для теплых свитеров, кардиганов и жилеток.

Дизайнеры в сезоне осень/зима 2015 предлагают с ног до головы одеться в клетку: действует это правило, как для женских коллекций, так и для мужских. Например, Etro просто кричит о том, что мужчине можно и нужно носить клетчатые костюмы:

Редакция журнала Shopping Guide «Я Покупаю» поддалась трендам и составила для мужчин один образ с вещами в клетку. Однотонная хлопковая рубашка, брюки, часы на кожаном ремне и туфли с перфорацией – универсальный комплект, который впору назвать новой классикой.

На фото: пиджак Costume Сode, брюки Ben Sherman, рубашка Finn Flare, ремень Orchiani, туфли Bally, часы Omega, галстук The Windsor Knot

Костюм придется ко двору как городским денди, так и мужчинам, далеким от мира моды. А для тех, кто все же готов экспериментировать, предлагаем начать с клетчатого галстука. Главное – подобрать модель с похожим принтом и в той же цветовой тональности, что и пиджак.

Покупая клетчатые вещи, понимаешь – они будут актуальны не один год и даже не два. Клетка всегда будет подчеркивать ваш утонченный стиль.


По материалам журнала Shopping Guide «Я Покупаю»

Гид по клетке: 7 видов главного принта сезона

Тартан, виши или «гусиная лапка»? Если ты не знаешь, чем они друг от друга отличаются, воспользуйся нашим обзором. Заодно увидишь, как носили разные варианты клетки самые знаменитые женщины в истории – от Коко Шанель до Кейт Миддлтон.

Текст: Ольга Астафьева · 3 апреля 2020

Сезон весна-лето 2020 богат на принты. Но можно сказать с уверенностью, что лидирующим трендом в этом направлении является клетка. Причем современная мода диктует такие варианты ее комплектации, которые лет десять назад модная общественность расценила бы как показатель отсутствия вкуса. К примеру, в одном образе сейчас можно смешать сразу несколько вариантов – «гусиная лапка», виши и, скажем, аргайл. Самое время разобраться в том, что все названия обозначают.

Клановый тартан

Сразу оговоримся, что подавляющее большинство известных нам типов клетки – это тартаны, так как это общепринятое в Шотландии название ткани с узором. Но существуют как классические клановые тартаны и их современные аналоги, так и не клановые вариации, модернизированные в разное время. Начать нужно, пожалуй, с самого популярного и старейшего варианта – классического тартана, который у нас часто называют шотландкой. Этот узор получается при переплетении заранее окрашенных в разные цвета саржевых нитей. Изначально клетка была просто украшением ткани и цветам никакого особого значения никто не придавал. Так уж сложилось, что нити окрашивались теми природными красителями, которые были типичны для той или иной местности Шотландии. Постепенно это стало традицией, и каждый клан приобрел свой собственный тартан, отличающийся цветовой гаммой, количеством оттенков и полос.


Сегодня существует великое множество тартанов. Самым известным считается Royal Stewart – официальный тартан королевы Великобритании. Его популярность объясняется тем, что начиная с 70-х годов этот тартан активно использовался представителями панк-культуры. Еще один узнаваемый тартан, который ни с чем не спутает ни одна модница, – это Burberry, включающий четыре цвета – песочный, черный, белый и красный. Он был зарегистрирован в 1924 году и использовался одноименным модным домом в подкладочных тканях для тренчей. Постепенно компания Burberry ввела этот принт для аксессуаров, самыми популярными из которых стали клетчатые шарфы.

К популяризации тартана в Великобритании приложила руку королева Виктория. Она была страстной поклонницей всего, что связано с Шотландией. Ее резиденция была сплошь украшена тканями в клетку, и в одежде этот принт присутствовал постоянно. Вслед за своей королевой на тартане помешалось и все британское общество. До сих пор такая клетка ассоциируется с английским стилем. Не отходила от традиций и известная икона стиля принцесса Диана, в гардеробе которой можно увидеть бесчисленное количество различных тартанов. А сегодня эстафету подхватила герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.

Добавить комментарий