Узоры оренбургских пуховых платков

Из этой статьи вы узнаете:

Оренбургский пуховый платок. Классические и современные узоры

Как известно, узор — это своего рода «фундамент» оренбургского пухового платка. Любой знаток промысла скажет, что в первую очередь узор — это основа изделия, поскольку каждый из них имеет свою технику вывязывания. Именно выбор мастером узора (или комбинации таковых) во многом обуславливает всю дальнейшую технологию изготовления.

Классическим узорам пуховых платков на нашем сайте уже было посвящено несколько статей. Теперь следует упомянуть, что подобно расширению самого пуховязального промысла, давно не ограниченному лишь классическими шалями и паутинками, постоянно растет разнообразие техник вязания и, соответственно, самих узоров пуховых изделий. Как и в любом промысле, нововведения — вещь неотъемлемая. Принимать их или нет? Этот вопрос по сей день вызывает массу споров как среди обывателей, так и среди специалистов. И, конечно, самый главный вопрос: остаются ли изделия, в вязании которых используются те самые «нововведения» истинно оренбургскими? Наше мнение — да, остаются. Однако споров об этом на сегодняшний день немало. Ниже мы приведем ряд аргументов, а окончательно ответить для себя сможет каждый читатель.

Первое, о чем следует еще раз напомнить: определяющим фактором в вопросе оренбургское/не оренбургское является именно место происхождения изделия, говоря более конкретно — происхождение материала (в данном случае пух оренбургской козы) и во вторую очередь — место, где это изделие вяжется.

Второе: изначально «классикой» пуховязального промысла изначально именовались только пуховые платки, шали и паутинки. Но, как уже говорилось выше, промысел расширяется: пуховые палантины, косынки, пончо и пелерины по сути своей не являются оренбургской классикой, но при этом они также произведены в Оренбургском крае из оренбургского пуха, по сему большинство исследователей сегодня охотно причисляют все эти изделия к продукции оренбургского пуховязания.

Опираясь на эти аргументы, можно перейти к самим узорам, а также, вопроса их происхождения, как пример, так называемые «ландыши» имеют фактически стопроцентную схожесть с рисунками Хаапсальских палантинов.

Итак, вновь упомянем тот факт, что любой промысел имеет свойство со временем либо сходить «на нет», либо всесторонне расширяться. Не стали исключением узоры пуховых платков (да и любых пуховых изделий в принципе). С появлением новых узоров (и других веяний) появляются и споры: одни краеведы и эксперты промысла не признают в «нововведениях» классику, другие, напротив, видят в них витки развития, игнорировать которые невозможно и неправильно.

Если касаться конкретно узора «ландыши»: консервативно настроенные исследователи не причисляют данный рисунок к «классическим». При этом в оренбургском пуховязании он закрепился уже достаточно давно, прижившись в основном на палантинах, паутинках и косынках). Вопрос истоков самого рисунка остается без конкретного ответа, впрочем, как вопрос возникновения техник большинства узоров, включая «классические» (мастерицы, в принципе, зачастую, не очень охотно делятся своими секретами).

Отрицать схожесть узора «ландыши» с рисунком, который можно увидеть на изделиях Хаапсалу, невозможно. Как и сказать наверняка, был ли данный конкретный узор «подсмотрен» кем-то из мастериц и был ли кто-то из оренбургских вязальщиц в Эстонии. По этой причине выяснение изначального происхождения рисунка и возможность копирования узора — задача неблагодарная и невыполнимая. При этом неоспорим тот факт, что узор «ландыши» давно (около 30 лет назад) закрепился в оренбургском пуховязании и увидеть его можно на множестве изделий. Хорошо это или плохо, сохранится «новомодный» (по мнению ряда экспертов) узор в дальнейшем или сойдет «на нет» — покажет лишь время. На данный момент рисунок так или иначе появляется на изделиях оренбургских вязальщиц, а сами изделия с таким узором пользуются спросом.

Напоследок стоит еще раз упомянуть: первоочередной и определяющий фактор настоящего оренбургского пухового платка — место происхождения изделия и материала, из которого оно изготовлено. При этом, как и любой промысел, оренбургское пуховязание время от времени переживает определенные трансформации (это касается и узоров). Признавать «нововведения», ставя их в один ряд с «классикой» или нет — субъективный вопрос и личное дело каждого. Споры об этом идут по сей день и вряд ли в скором времени прекратятся.

Особенности оренбургского пухового платка

ЧЕМ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ

Прежде чем ответить на вопрос «Чем оренбургский пуховый платок отличается от других?», рассмотрим композицию традиционного оренбургского платка, то есть «строение» платка.

Искусствоведы называют композицию традиционного оренбургского пухового полотна трехчастной, то есть состоящую из трех главных элементов пухового платка – середины платка, решетки и каймы с зубцами.

ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПУХОВОГО ПЛАТКА

При рассмотрении полотна платка, мы увидим квадрат, его центр – это середина платка (Г), ее окружает по всему периметру решетка (B), а ее окаймляет третья часть платка — кайма (Б) с зубцами (А).

Главные элементы оренбургского пухового платка

Каждый элемент пухового платка при этом выполняет свою функцию как при ношении платка, так и в композиционном построении узора всего полотна. Поэтому все три части платка отличаются друг от друга размером, узорами.

На общем полотне кайма, решетка и середина напоминают рисунок из трех квадратов, помещенных один внутри другого.

Середина (Г) — самая большая часть платка, несущая основной узор. Середина имеет свой центр, вокруг которого строиться вся композиция платка.

Решетка (В: в1,в2, в3, в4) – это ажурная дорожка, разделяющая середину платка с каймой, она контрастна по отношению к ним и чаще всего она более ажурная.

Кайма (Б: б1, б2, б3, б4) – в 2-3 раза шире решетки, она копирует основной мотив узора середины, подчеркивая стройность геометрической композиции платка.

Когда платок одет, узоры середины платка накладываются друг на друга, а кайма остается на виду, являясь самостоятельной частью платка, украшая своими узорами женский наряд. Богатое разнообразие оренбургских пуховых платков, палантинов и косынок вы можете посмотреть в нашем каталоге

Лента из зубцов (A: a1, a2, a3, a4) – завершает кайму оренбургского платка, хоть и появилась позже, но теперь является неотъемлемой частью оформления. Треугольные по форме сами по себе, они повторяют зигзагообразные мотивы многих узоров, участвующих в общей композиции платка. Зубчики не только украшают полотно платка, но и выполняет практическую функцию: с помощью зубцов платку придают форму после стирки (за вершины зубцов платок растягивают на раме).

Отдельно вывязывают только один элемент платка – первая лента с зубчиками для горизонтальной, нижней, стороны платка(a1), в дальнейшем остальные части вяжут как одно полотно.

Узнав как устроен платок, рассмотрим особенности и приемы, которыми пользуются оренбургские мастерицы, создавая красивый пуховый платок.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЯЗАНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Создавать настоящий пуховый платок начинают с образа картины, которую рисуют в своем воображение вязальщицы, вначале представляют как будет выглядеть будущий платок: какого размера, какая будет композиция, какие узоры украсят его середину, какие мотивы будут развиты в кайме, какую решетку выбрать, определить вид зубцов.

Все части платка должны дополнять друг друга, выдерживать традиционное соотношение, все узоры должны гармонировать между собой.


Традиционные оренбургские узоры: «пшенка», «горох», «соты», «рыбки», «ягодка», «косорядки», «глухотинка», «мышиный след», «кошачья лапка», которые в свою очередь образуют: «цепочки», «змейки», «пилки», дорожки из «мышиного следа», уголки из «косорядов», шестиугольники из «сотов», встречные «пилки», «червонки».

Из этого условно второго по сложности орнаментального ряда образуются еще более сложные варианты: «сосенки», «самоварчики», «бантики», «снежинки», «гармошки». Геометрические мотивы, третьего орнаментного ряда, могут быть образованны из одних и тех же элементов второго ряда, но по-разному расположенных.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА (ПУХОВОЙ ПАУТИНКИ)

Узор «Косорядка». Дорожки петель легли косыми рядами справа налево. Название узора уже говорит само за себя, оренбургские пуховницы уже давно дали название «косорядки» этим рядам. Именно с этого узора начинают осваивать ажурное вязание многие поколения вязальщиц. Вывязывание этого элемента узора легко запоминается вязальщицами и позволяет создать различные варианты узоров. «Косорядки» могут располагаться и слева направо, быть провязанными через 3 и через 1 петлю, содержать разное число ажуров в цепочке. Число «косорядок» в раппорте узора тоже может быть разным: 2 или 3, 4 или 5 и т.д.

Узор «Бисерная дорожка». Этот узор очень напоминает «косорядки», но способ вязания совершенно иной. «Бисерная дорожка» по сравнению с «косорядкой» более изящна, ее ажур напоминает бисерные бусы.

Узор «Глухотинка». Способ образования этого ажура тот же, что лежит в основе «косорядок», но «глухотинка» сама стала важным элементом в образовании большого числа более сложных узоров, и поэтому пуховницы выделили его как самостоятельный узор. Рисунок этого узора напоминает ягоду, что отразилось в его названии. Оренбургский искусствовед И.В Бушухина в своей книге «Оренбургский пуховый платок» пишет: «Глухой ягодой» называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, то есть черная смородина, глухая малина — ежевика.» В зависимости от количества ажуров, образующих «глухотинку» (2 или 3 ажура), различают «большую» и «малую глухотинку». В центре большой глухотинки может быть помещен ажур.

Узор «Кошачьи лапки». Этот узор действительно напоминает следы, которые кошка оставила на запорошенной снегом дорожке. «Кошачьи лапки», как и «глухотинка», образуют свои мотивы, входят в состав разных узоров, композиций. Рисунок «кошачьи лапки» напоминает «малую глухотинку» с ажуром в центре, но порядок провязывания петель иной.

Узор «Мышиный след». Оренбургские пуховницы, занимавшиеся зимними вечерами вязанием, просто уже не могли не вспомнить знакомый персонаж из деревенского быта: кошка и мышка всегда вместе. Четыре ажура образуют крохотный ромбик, а собранные вместе в цепочку — получаем «мышиную дорожку» или «мышиный след». Этот узор также входит как элемент в другие и может образовывать фигуры.

Узор «Рыбка». Многие пуховницы говорят, что узор «решетка из рыбок», его ажурная вязка напоминает рыбьи чешуйки. Иногда его сравнивают с рыбьем глазом: глазок будто прикрывает двумя пленками. Народное название, как мы убедились, никогда не бывает случайным.

Узор «Соты». «Решетка из сот» – один из любимых узоров оренбургских мастериц. Им украшают углы легких платков, отделяют кайму от середины. «Соты» могут образовывать ромбы, шестиугольники. Узор «соты» невозможно спутать с другими, он очень похож на пчелиные соты. Каждый ажур — маленький шестигранник, скрепленный своими сторонами с шестью другими такими же ажурами. Поэтому выделить его в единичный элемент, как например, в узоре «рыбка», нельзя, поэтому рядом должен быть хотя бы еще один ажур, участвующий в образовании одной из шести его сторон.

Узор «Гармошка». Этот узор напоминает русский народный музыкальный инструмент — гармошку. Он используется вязальщицами не очень часто, как другие узоры. «Гармошки» могут быть выстроены в ряд, расположены в шахматном порядке, в роли разделительных дорожек этот узор очень интересен.

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

Искусствоведы, изучавшие художественные особенности Оренбургского узора платка обратили внимание на основное правило его построения. Расчет петель при вязание обеспечивает алгебраическое равенство элементов узора, а повтор мотивов образует его ритмический строй. Отсюда и характерные особенности оренбургского пухового платка — симметрия и строгий геометризм, четкий ритмический повтор и композиционная ясность орнамента платка.

Характер орнамента (рисунок платка), то есть подбор узоров платка зависит от его формы. Платок имеет форму квадрата, шарф палантин — прямоугольника, косынка — треугольника. Развитие орнамента идет от центра к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов («прутиков», «прутков»). Прутками раньше называли вязальные спицы.

«Прутик» отделяется от последующего полосой плотной вязки. Этот же принцип разделения действует по всему декоративному полю платка. Полоса плотной вязки, отделяет одну часть композиции от другой, один узорный мотив от следующего. Контрастные сочетания плотных и ажурных форм являются основными композициями орнамента в платке.

В геометральном орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит к ромбическому узору. Ромб украшает середину почти в каждом платке. Его копирует цепочка ромбического узора в кайме, этот узор называется «ягодки».

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВОГО ПЛАТКА

В оренбургском пуховом платке можно выделить три типа орнаментной композиции, отличающие друг от друга узором середины платка.

Первый тип оренбургского платка – однокруговый.

Крупный ромб украшает середину почти каждого ажурного платка. Это центральный рисунок, все остальные элементы должны гармонично ему подходить. Внутри самого ромба — чаще всего идет повторение.

Оренбургские мастерицы ромб называют кругом. А платок с ним — однокруговым.

Искусствоведы отмечают, что в русской вышивке и ткачестве, ромб также называют кругом. В народном искусстве ромб — это графический символ солнца. Технически связать круг при помощи спиц затруднительно. Постепенно круг превратился в ромб, сохранив за собой изначально заложенный смысл и название.

При внимательном рассмотрение однокругого платка можно увидеть, что углы ромба направлены в середины сторон квадрата (полотна платка),образуя треугольные формы, углы.

Однокруговый оренбургский пуховый платок

Второй тип оренбургской пуховой паутинки- пятикруговый платок.

В середине этого платка расположена фигура в форме креста, состоящая из пяти ромбов (кругов), один в центре и четыре по бокам. Каждый боковой ромб одной из своих сторон соединяется с центральным. Как правило, все ромбы одинакового размера, но иногда встречаются платки, у которых центральный ромб больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругого платка, называют углами. А фигуры, образованные сторонами боковых кругов, — угольниками.

Оренбургский пуховый платок — пятикруговый

Третий тип оренбургского пухового платка- платок со сплошной серединой.

Его центральная часть выполнена одним или несколькими элементами – от ажурной сетки до цепочки отдельных мотивов, например “шашочек”, “снежинок”.

Оренбургский пуховый платок со сплошной серединой

КАКИЕ ЕЩЕ НАЗВАНИЯ НОСЯТ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ?

Оренбургские пуховницы давали название платкам по количеству петель: «трехсотка», «четырехсотка», «шестисотка» и тому подобное. В 1920 — 1930 годы оренбурские умелицы вязали даже «восьмисотки» так называемые «бисерные» платки.


Сейчас «бисерные платки» — большая редкость из-за снижения качества местного пуха за последнее десятилетие: в настоящее время большая редкость найти тонкий местный пух, который был раньше. Привезенный пух более грубее, и из него не спрядешь тонкой пряжи. Ведь только с очень тонкой пряжи, чуть толше паутины можно связать мелкие петли с маленькими накидами. Чем толще пряжа, тем грубее петли, больше накиды и крупнее рисунок вязания.

ТЕПЛЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

В теплых платках орнамент строится по принципу рапорта, орнаментальных рядов — «прутиков». Середина, обвязка, кайма вяжется отдельно. Кайма присоединяется к середине обвязкой. В готовом виде все четыре трапецивидные каймы соединяются в углах привязками. Большое внимание уделяется узору каймы, которую играет главнейшую роль в декоре теплого платка.

Теплый оренбургский пуховый платок

В основе ритмичных соотношений создается повтор однородных, традиционных, геометрических мотивов. По центру каймы обычно тянется ряд «змеек» или «ромбов», составленных из первичных элементов. Центральный “прутик” поддерживается с обоих сторон двумя параллельными с идентичным орнаментальным мотивом (чаще угольники из косорядок или треугольники из гороха, сотов). Бордюр может быть двойным, тройным от чего увеличивается ширина каймы, как и всего платка.

Обвязка теплых платков соединяет кайму с серединой. Здесь вывязывают один «прутик», повторяющий мотив центрального ряда каймы. Середина представляет собой плотный пуховый квадрат из сплошной («глухой») вязки. Для большего сохранения тепла центральную часть платка оставляют свободную от узора.

Статья написана по книгам: «Так вяжут платки в Оренбурге», Федорова О.А; «Оренбургский пуховый платок» И.В. Бушухина

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

ЛЕТНИЙ ДЖЕМПЕР АЖУРНЫМИ МОТИВАМИ. КРЮЧОК

ЛЕТНИЙ ДЖЕМПЕР С АЖУРНЫМИ РУКАВАМИ. КРЮЧОК

Платье-сарафан на резинке АВТОР: Natka302007 http://www.stranamam.ru/post/980.

Рубрики

  • детское:платья,сарафаны (1266)
  • вязание:прихватки,коврики (748)
  • пэчворк журналы (116)
  • Аксессуары,украшения (131)
  • варежки,перчатки (144)
  • виды прикладного искусства (70)
  • Вязание на вилке (40)
  • вязание с мехом (203)
  • Вязание: пончо,накидки пелерины (661)
  • вязание:береты,шапки (1309)
  • вязание:кардиганы,жакеты теплые (1176)
  • Вязаные куклы (256)
  • вязаные пледы,покрывала (955)
  • вязаные сумки (246)
  • вязаные тапки (339)
  • Ганутель (10)
  • детское: теплые шапки (1195)
  • детское:комплекты,комбезы,штаны (371)
  • детское:кофточки,пальто,пончо (1674)
  • детское:пинетки,носочки (179)
  • детское:топы ,туники,жилеты (232)
  • детское:шляпы,панамки (314)
  • детям мультики,стихи (102)
  • для днева информация (238)
  • Для дома своими руками (232)
  • для меня (300)
  • жилеты и топы (331)
  • журналы по вязанию (187)
  • здоровье (145)
  • зонтики (92)
  • Китайская вышивка (37)
  • Коробочки,шкатулки,картон (36)
  • кофты (4388)
  • кулинария (334)
  • молитвы (16)
  • мотивы,узоры,цветы (1635)
  • пальто женское (465)
  • платья сарафаны (1290)
  • плетение из газет (130)
  • пэчворк (1069)
  • Пэчворк-видео (105)
  • пэчворк-сумки (162)
  • разное (31)
  • рукоделие (465)
  • сад-огород (168)
  • салфетки (290)
  • ссылки (14)
  • туника (1084)
  • тунисское вязание (37)
  • фотошоп (27)
  • Церкви ,монастыри,храмы (53)
  • шали,шарфы,палантины (1281)
  • шитье-платья ,халаты,туники (650)
  • юбки (423)
Дополнительная информация, которая будет вам полезна:  Что связать из старых ниток

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Оренбургский платок. СХЕМЫ

Пятница, 18 Ноября 2016 г. 15:22 + в цитатник

Оренбургский платок. СХЕМЫ

Для начала определимся с терминами. Начнем с видов петель и их условного обозначения.
При вязании Оренбургских пуховых платков используются лицевые и накидные петли. Изнаночных петель в вязании оренбургских платков не применяют. Все петли всегда вяжутся лицевыми, независимо от ряда. Такое вязание, лицевыми петлями, называется «платочным» или «рябым». Для начинающих — уникальная услуга «платки на заказ»!

Ажурное же полотно платка творится вариациями с накидами. Традиционные узорные элементы оренбургского платка строятся на основе накида и одной, двух или трех петель, провязанных вместе, в результате чего получается ажурная дырочка на полотне. Варианты составления таких дырочек-отверстий и создают копилку оренбургских узоров.
Лицевая петля вяжется следующим образом: конец правой спицы вводят в петлю на левой спице, слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают на себя. На наших схемах лицевая петля обозначается пустым квадратиком.

Две или несколько петель вместе с лицевой – правую спицу продевают в две или более петель на левой спице, слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя. Обозначение – черта по диагонали в квадрате.
Накид вяжется следующим образом – концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху, справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки и провязывают следующую петлю. Накид на схеме обозначается кружком внутри квадратика.


Далее схемы кликабельны. Выбрав любую, попадете на сайте, на сайте еще раз нажмите на схему, она станет читабельной.

Существует несколько способов вязки платка, здесь рассказано о том из них, которым пользуются профессиональные вязальщицы. Середина платка связана ажурным узором (см. фото, узор на схеме 2). Если это покажется сложным, можно связать платок попроще: кайму сделать ажурной, а середину выполнить платочной вязкой (все ряды — лицевые петли). Такой платок показан на схеме 1, а описание вязки мы приводим ниже.

Платок можно выполнить не только из пуховой нити, но и из тонкой шерстяной пряжи. Для работы потребуется 70-90 г козьего пуха или 200-300 г пряжи №32/2 в 1-2 нити и спицы №2. Размер платка 120х120 см».

Для удобства наших читателей остальная часть статьи была скомпилирована Оренблогом в pdf-файл:

Готовый платок выстирайте, подержите в отбеливателе не более пяти минут, чтобы шерсть не стала жесткой. Прополоскайте, отожмите в простыне и натяните на раму с нержавеющими крючками».

КАК СОСТАВИТЬ САМОМУ СХЕМУ ОРЕНБУРГСКОГО

ПЛАТКА

И тут на помощь пришла программа Ms Excel.


Выделяем все ячейки, нажав на кнопку указанной стрелкой.

Наводим мышку на любой ограничитель строк и столбцов (опять следим за красной стрелкой), делаем одинаковое расстояние по высоте и ширине, в всплывающей подсказке отразится размер.

Чтобы не видеть границ клеток заливаю все изображение белым цветом, они отвлекают от построения картинки. Далее по клеткам наносим рисунок, используя палитру цветов. Здесь не принципиально, какой цвет выберите вы, у меня в работе какой под руку попался. Левее расположена кнопка «Границы». Выделяем нужные ячейки и отчеркиваем границу.

Конечно рисунок будет повторяться, поэтому выделяем нужные фрагменты и выполняем процедуру Копировать -> Вставить.

Рисуем снежинку, выделяем — копируем — вставляем.

В результате получаем схему для вязания.

Выполнив небольшую процедуру обработки можно получить и такое изображение платка, схемой это трудно назвать, но для покупателя видно расположение основных геометрических компонентов.

Узоры оренбургских пуховых платков

Отправляясь в гости, русские красавицы покрывали головы роскошными шалями поверх повойников, кичек или кокошников, шитых золотом. Головной убор русской женщины представлял собой невероятную игру света и цвета: блеск шелковистой ткани, сияние жемчуга, яркий блеск золотого шитья. Великолепие головного убора трудно описать

В Оренбургском крае уральская казачка Мария Николаевна Ускова отправила на всемирную выставку в Лондон в 1861 году шесть пуховых платков. В сопроводительном документе говорилось о том, что таковые изделия ручной работы производятся повсеместно в Оренбургском крае многими женщинами. Вот с того момента пошла слава оренбургских пуховых платков. А уральской казачке с выставки прислали медаль с надписью: «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. Связанные из пуха местных коз, оренбургские платки известны с XVIIвека.

Пытались французы организовать производство в Париже. Закупили 1300 коз, которых на корабле по Чёрному морю надо было переправить в Марсель. Живыми довезли 400. Но и те козочки, которые прибыли в прекрасную и тёплую страну Францию, такого пуха не дали. Эксперимент не удался. Куда только не пытались увезти оренбургских козочек – и в Англию, и в Латинскую Америку, их кормили, холили- лелеяли. но…! Не хватало им русского мороза, а без него и пух не вырастал. Не стал оренбургский платок ни марсельским, ни ливерпульским.

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков: Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»; Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов; Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб — основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее — бантики, снежинки, сосенки.

Тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

Простой платок оренбургским кружевом, описание и схема

Приветики всем

Сегодня я Вам покажу платочек из альпакa 100%, который связан в оренбургской технике вязания.

  • Поделиться

  • Поделиться

  • Поделиться

  • Поделиться

За основу брала схему Ольги Федоровой из книги «Так вяжут платки в Оренбурге», но середину упростила -так как схема платка была составлена для он-лайна тем, кто только знакомится с оренбургом. Он-лайн проходит здесь https://www.stranamam.ru/post/10805824/ — так, что если будут вопросы — ответы можно смело искать там, тут только схема-описание

Итак, шаль на 31 зубец, сперва вяжем по схеме кайму:

Как связана кайма, на тело поднимаем 249 петель и вяжем по схеме
в схеме используются следующие элементы:
«горох» — синий квадратик

элемент из красных квадратиков — «глухотинка»

и элемент из фиолетовых квадратиков — «мышиный след»


середина выделена — провязываем один раз. на примере 7-8 и 11-12 ряда показано как провязывается «горох» потом в схеме идут только лицевые ряды, но «горох» провязываем как 7-8 ряд, то есть и в лицевых и в изнаночных рядах. все остальные элементы в изнанке провязываются лицевыми петлями.

Вяжем оренбургский платок. Мастер-класс для начинающих

Мастер-класс предназначен для совсем начинающих. Для тех, кто хочет связать оренбургский платок, но даже не представляет с чего начать.

В журнале «Работница» сто лет тому назад было выставлено описание. По нему и разберем.

Распечатываем листы и сразу их нумеруем. Листы можно увидеть внизу. Лист с рисунком будет номер 11.

Вяжем по описанию первый и второй угол. Обязательно после кромочной в лицевом ряду поставьте маркер — вы всегда будете знать, где лицевой ряд.

Продолжаем вязать нижнюю кайму платка. Когда вязали углы, то сформировались два зубчика. Чтобы получился платок 125х125 см нужно 22 зубчика. Два уже есть. Нужно связать 18 (потому что при вывязывании верхнего угла еще 2 зубца прибавятся).

Формируем третий угол по описанию.

Поднимаем спицей петли с края ленты зубцов. У меня получилось 186 петель. Повесила маркеры через 12 петель, потому что раппорт рисунка для тела платка повторяется через 12 петель. Для простоты можно тело платка вязать платочной вязкой. И начинаем вязать: кайма справа (повесьте маркер), тело платка (маркер), кайма слева.

Когда с самого низа платка вывязались 20 зубцов. Формируем пятый угол и шестой. Вяжем по описанию.

Углы 7 и 8 вяжутся одновременно. Найдите середину и поставьте маркер, чтобы линия диагональная по углу была без ошибок.

Верхняя кайма привязывается к телу платка аккуратной косичкой.

Получился платок. Я его назвала » Деревенька» — середина простая, а кайма все украсила. Использовала ниточки шерсть 1500 м в 100 граммах. Вязала в 3 ниточки. Пошло 340 грамм. Спицы 2,5.

Листы для печати:

Большое Вам спасибо, что поделились информацией. Очень хочу попробовать связать такое изделие. Забрала в избранное. Еще раз спасибо.

Главное не бойтесь, двигайтесь по описанию. Если что пишите в личку — будем разбираться.

В оренбургском вязании петли только лицевые — и в лицевых и в изн. рядах.

Огромное спасибо за желание помочь! А как Вы догадались, что я боюсь? Я действительно боюсь. . Дело в том, что крючком я вяжу давно и часто, а вот спицами — не часто и уж очень давно не вязала. Но очень хочется, да все никак не решусь. Может, с Вашей легкой руки, начать с этого замечательного платка? Спасибо!

Титанический труд! Всегда поражалась, как моя, почти неграмотная, бабушка вязала такие пуховые шали! Сама пряла пряжу. С разными узорами, разных размеров. И косынки и шарфы! Подарила всем своим дочкам (их 4!) и всем внучкам на память. Бабушки давно нет, но шаль я храню, хотя и не ношу. Носила когда-то на шее, растягивала после стирки английскими булавками на диване. А у бабушки была специальная рама. Спасибо за публикацию! Ностальгия.

Спасибо. Да ,сколько лет прошло. А эти замечетельные вещи и сейчас очень актуальны

Ольга, замечательный мастер-класс! Захотелось связать такой уютный платок. Спасибо!

Вяжите и носите на здоровье. Очень была бы рада, если вы будете держать меня в курсе.

Ольга, у меня два оренбургских платка,доставшихся от бабушки — точь-в -точь узор, как вы дали!

Они — серо-коричневые, из козьего пуха.

Они у меня — лечебное средство от ангины.

Я тоже забрала, надеюсь получится и у меня. Спасибище огромное!

Спасибо за МК. . От себя хочу добавитьи думаю мастера оренбургские меня поддержат. Какой ведь это труд. Ведь прежде всего надо обработать пух: постирать, перебрать, перечесать, сдернуть, отпрясть. Работа полностью ручная. Затем связать, вытянуть платок. И дай Бог Чтобы такая красота не исчезла, а шла из поколение в поколение.

Здорово!Спасибо

Мне одной из описания ничего не понятно?

Да ладно вам, никогда не было преблем в СССР купить чулочные спицы. Разве что в каком-нибудь глухом уголке.

Прочитала Ваш комментарий, и аж сердце замерло! Во-первых, Вы тёзка моей бабушки, она тоже Лидия Павловна была. А во-вторых, меня тоже лет с трёх как-раз и учила бабушка вязать) Первую «паутинку» (оренбургский пуховый платок) самостоятельно я связала лет в пять. Потом подросла, вязание забросила, но тоже никогда не забуду тончайшую пряжу и с сумашедшей скоростью мелькающие в руках бабушки спицы. И да, я из Оренбурга

Да, у меня где-то лежит это описание из «Работницы». жаль, что так руки и не дошли. а он симпатично выглядит! Немного толстовато в три нитки как кажется, но на вид не скажешь. Но именно для платка(теплого), наверно, в самый раз. Бабушкины платки были именно такие.

Я когда-то вязала платок по этому описанию из Работницы. Только это, конечно, не оренбургский платок, а «по мотивам». И нитки не те, и технология вывязывания не та. Собственно, где у вас МК? Вы перепечатали описание из Работницы.

А в оренбургском платке, например, сначала вяжется середина, а потом привязывается кайма.

Ирина, возможно бабушка учила меня не правильно и сама взяла не по технологии 🙂 но начинали всегда с каймы.

Единственно, разновидности оренбургских пуховых платков две: так называемые паутинки (пух на шелковой нити) узорчатые платки, которые проходят через кольцо и собственно просто платки, у которых только кайм узорчатая, а середина связана лицевыми и нить основы у них хб.

Ника, подтвержу, меня так же учили — кайма, потом середина. Маленькая была, помню, как гордость распирала, когда бабушка доверяла мне эту самую кайму самой вязать))

Есть книга нашей знаменитой пуховязальщицы О Федоровой. Там описан весь процесс от А до Я.

Красивая у вас шаль получилась. Меняя толщину и качество нитки, наверное можно получить по одному описанию совсем разные вещи. Главное — понять принцип вызания. Ольга, в МК все доступно написано, наглядно, а то что описание на листах совсем не важно, а возможно и плюс, точно не будет случайных опечаток :). Шали вязать по описанию умею, но получается это у меня доооолго и тяжело, буквально перекалывая в схеме каждую клеточку булавкой или в описании каждую петлю. Зато каждой новой вещи радуюсь, как своему большому достижению. Девушки, если кому-то хочется попробовать — пробуйте! смелее! Получите новые навыки, новый опыт, а еще и новуя красивую вещь.

Ольга, спасибо за публикацию!

Много лет назад именно по этому описанию связала два платка — для мамы и свекрови. И хотя делала это впервые, но все получилось! Свекрови давно уже нет с нами — связанный для нее платок опять ко мне вернулся. храню. А мама до сих пор носит его с удовольствием. Спасибо — всколыхнули воспоминания.

Благодарю Вас. Отличный мк. Почитала коментариии девочек, ведь и в правду хочется связать такое чудо своими руками. Спасибо Вам, огромнейшее.

Описание , конечно, огромеднейшее, раньше не заморачивались особо со схемами. Надо попробовать , спасибо, что поделились и напомнили о старых добрых журналах » Работница» и » Крестьянка»- где- то ведь у мамы было много вкладышей из этих журналов, буду искать .Еще раз спасибо !

Ольга, Вы только не удаляйте, пожалуйста, фото с описанием из своего фотоальбома, а то эти фото автоматически исчезнут и в этом МК! Я заметила, что в большинстве МК прошлых лет исчезли фото, МК становится не информативным и превращается в мусор .

Ольга, спасибо огромное! Моя мечта — самой связать такую шаль. Косынку с листьями ажурными уже освоила, теперь на очереди такой платок!

Есть пряжа, есть спицы и есть желание! Не знала с чего начать. Спасибо большое за мастер-класс!

Девочки. Я очень рада, что вам нравится. Отвечу на некоторые вопросы -замечания.

Я очень долго к этому шла и поэтому информации изучала много. Здесь было сказано про мастерицу Ольгу Федорову и про ее книгу. Книга так и называется «Так вяжут платки в Оренбурге» В этой книге можно прочесть , что сначала вяжется кайма, а потом кайма левая, тело платка, кайма правая. Заканчивается платок вывязыванием каймы верхней и привязыванием ее к платку.

Я познакомилась по интернету с американкой у которой корни российские и которую бабушка учила вязать оренбургский платок. На Раверли она иногда дает свои проекты. У нее тоже все с каймы начинается. Но есть один проект где связана середина, а потом привязывалось четыре каймы. Может все-таки не так принципиально?

Еще прочитала, что от толщины ниточки зависит какой платок или паутинка получится. У меня в магазинчике можно глянуть — огромный платок 155 х155 см в три ниточки , а розовая паутинка в 1 ниточку. Шерсть итальянская 1500м в 100 граммах.

Фотографии конечно удалять я сама не буду.

Описание кажется огромаднейшим только на первый взгляд. А по-тихонечку страничка за страничкой — дорогу осилит идущий.

Опечаток нет. Была одна — я ее зачеркнула.

Вопросы в личку приветствуются. Всего доброго.

Ух ты ! Моя бабушка тоже такие вязала и меня научила И я сама связала такой платок и шарф! Но прошло 20 лет и я сейчас уже не вспомню что и к чему Но ваш способ очень похож глобально Но вот с вывязыванием каймы не совсем так как то Согласна с предыдущими отзывами Настальгия А еще мне бабушка говорила, что у меня руки как раз для платков ( они у меня тогда постоянно влажные были и пушили козий пух)

Огромное спасибо, действительно ностальгия, моя бабуля вязала такие. И я храню старенький ее платок.

А я связала шаль по вот этому МК из кид мохера в одну нить, очень здорово получилось. Спасибо Вам за очень подробное описание, всё очень понятно!

Светлана, замечательная нежная шаль.

Спасибо за МК

Как раз то, что я искала для «своих» ниточек. Забираю!

Оля, спасибо, что разместили информацию.

Я связала свой первый палантин по этому описанию, из серой пуховой пряжи Ореншаль.

Довольнющая. Все просто вяжется, обостряется внимание.

Шерстка немножко колючая , но зато теперь у нашей семьи есть средство от радикулита!

Узоры оренбургских пуховых платков

Как связать оренбургский пуховый платок

Как выбрать и где купить оренбургский платок

Анонсы и события, связанные с оренбургскими платками

Исторические очерки о пуховязальном промысле

Статьи и материалы об оренбургском пуховом платке

Статьи Схемы вязания

Схема вязания оренбургского пухового платка

Как мы уже писали, журнал «Работница» разрешил Оренблогу использовать материалы старых номеров этого издания. Сегодня мы публикуем схему вязания настоящего оренбургского пухового платка с подробным описанием техники вязания.
Ниже представлена статья «Оренбургский платок» из приложения к …

Схема вязания ажурного платка

Схем вязания платков очень и очень немного. Связано это с тем, что оренбургские мастерицы просто не используют их. Техника передается из поколения в поколение, от бабушек и мам к внучкам и дочкам. В последнее время …

Книги об оренбургском пуховом платке

При всей известности оренбургского пуховязального промысла, книг о нем за время его существования издано не так уж и много. Радует, что в последнее время практически каждые два года у нас появляется новая книга, компенсируя, тем …

Оренбургский пуховый узор «Червонки» и сайт для создания схем вязания


Известно, что для вязания оренбургской ажурной паутинки с длиной сторон 100*100 см вам будет необходимо 1500 м пуховой пряжи (с х/б- или вискозной нитью). В пересчете на чистый пух это составит около 50 грамм. То …

Узоры для вязания оренбургских платков

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с основными элементами рисунков оренбургских пуховых платков, косынок, шалей и паутинок.

Этот оренбургский узор называется «косорядки». Рукодельницы его используют для вязания ромбов в центральной части оренбургского пухового платка.


Ну а этот основной …

Схемы пяти узоров для оренбургских пуховых платков

Продолжаем знакомство с главными элементами узоров для вязания оренбургских пуховых платков, шалей и паутинок. Складывая элементы узоров друг с другом, можно самостоятельно разработать замечательную собственную схему для пухового оренбургского платка!

«Соты» подходят практически для любой части …

Оренбургская пуховая косынка

Самый, пожалуй, известный в Европе журнал по вязанию, «Verena Knitting», опубликовал в своем летнем номере 2010 г. «Charts for Orenburg Lace Shawl» («Схемы вязания оренбургской пуховой косынки»). Поскольку у нас нет авторских прав воспроизвести файл со схемой …

Элементы оренбургских платков («Рыбка»)

Ажурные узоры пуховых платков создаются на основе постепенного усложнения. Сначала простые элементы, затем его комбинации, потом разработка всякого рода сочетаний (мотивов).
Второй платочный узор, с которым мы хотим Вас познакомить называется «Рыбий глаз». Этот крестообразный узор, …

Вязание элементов оренбургских платков («Горошек»)


Проще всего конечно взять и купить оренбургский платок, а можно и связать его самостоятельно. Для этого нужно знать, что даже самые затейливые узоры оренбургских пуховых платков состоят из небольших простых элементов. С сегодняшнего дня мы …

О вязании пуховых платков

Судя по статистике, большинство посетителей нашего блога приходит с гугла или яндекса в поисках схем вязания оренбургских пуховых платков. Разумеется, есть замечательные самоучители по вязанию пуховых изделий Оренбуржья, которые можно приобрести в интернете за деньги.
Но …

Пуховые платки и шали (схемы вязания со всего мира)


Ниже приведены ссылки на схемы вязания пуховых изделий, созданные рукодельницами из разных стран (все тексты и описания — на английском языке)

Канада: схема вязания палантина из козьего пуха.
США: схема вязания пуховой шали с оригинальным узором.
Англия: доступны …

Курсы вязания пуховых платков

Как Вы думаете, где можно записаться и посетить многодневный специализированный курс обучения вязанию оренбургских платков?
Как ни странно, мы не смогли найти в российском интернете ничего подобного.
Зато, как это ни удивительно, они есть в Америке, в …

Вязание пухового платка для начинающих

Пуховые платки Оренбурга славятся своей красотой и практичностью. Многие рукодельницы мечтают себе связать такой же — ажурный, теплый, мягкий.
Конечно же, существуют различные способы вязания платков, но для создания небольшого пухового изделия с несложным узором порой …

Схема вязания оренбургского платка-паутинки

Мы неоднократно писали в нашем блоге, что оренбургские пуховые изделия широко известны и за пределами России.
Выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об оренбургских платках.
Вот, например, пара …

Книга «Оренбургский пуховый платок» со схемами узоров!

Долгожданный второй том книги-альбома «Оренбургский пуховый платок» от Оренбургского книжного издательства издан и уже поступил в продажу!
Главная особенность книги — наличие узоров вязания настоящего оренбургского платка! Книгу приятно держать в руках. Глянцевые страницы, качественные илюстрации — …

Оренбургский платок

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 14 920 | Благодарностей: 12 | QR

Неблизок путь от Оренбурга до районного центра Саракташ, старинного «гнездовья» пуховязальщиц, и оттуда до села Желтого, где живут и работают известные мастера этого промысла. Зимняя степь, как пуховый платок, стелется за окном автобуса, наводя на размышления об истоках оренбургского промысла и его истории.

Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел.

Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения — калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» — дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Возможно, таким же ясным декабрьским днем, как сегодня, в 1861 году катилась к Оренбургу санная повозка. Лишь звон колокольчика да редкое всхрапывание закуржавленных лошадей нарушали глухую тишину неоглядной степи. То и дело на узкую дорогу набегали семейки молодых дубков и березок с тонкой ажурной вязью нагих вершин, по обочинам тянулись затейливые стежки заячьих и лисьих следов. Такие зимние поездки очень любила Мария Николаевна Ускова. Она не спеша рассматривала зимние узоры и сюжеты, чтобы потом душа и руки ее созрели для дивного творчества, чтобы она, простая казачка, смогла сотворить чудо.

В Оренбурге Ускова подала губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англию привезенные ею пуховые платки. Когда узнала, что просьба ее удовлетворена, обрадовалась и напугалась: ее рукоделье пошлют в далекий, как край света, Лондон! Шесть ее платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. В архиве оренбургского генерал-губернатора хранится эта расписка и прошение Усковой. На пожелтевшем листке размашисто и витиевато написано: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил».

После закрытия в Лондоне всемирной выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург».

. Село Желтое встретило меня морозом и солнцем. Голубоватые сугробы на обочинах широких параллельных улиц, аккуратно подкрашенные хатки с синими ставнями, бурые отроги Уральских гор вдали. Старое крепкое село, построено с размахом. Еще в 1825 году здесь был создан форпост казачества.

На одной из улиц — Почтовой — свежевыбеленная хатка Шамсури Абдрафиковны Абдуллиной — одной из лучших местных вязальщиц. Хозяйка дома — полноватая, круглолицая, в домашнем фланелевом халате, усаживает меня за чашку чая, поинтересовавшись сначала, буду ли я пить с молоком или «по-городскому».

После чая Шамсури приглашает меня в горницу, садится за стол и, достав узелок с пухом, говорит:

— Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. — Развязав узелок, она отделяет небольшой клочок и предлагает мне проделать эту операцию. Я тщательно рассматриваю на свет крохотный комочек пуха. Долго и упорно пытаюсь очистить его от мелких семян трав. Медленная и утомительная работа, которая и сто и двести лет назад выполнялась точно так же.

— Теперь надо сделать первый прочес на двухрядной гребенке. Сейчас я вам ее покажу. Нашей гребенке лет уж сто будет. И мама на ней чесала, и бабушка.


Деревянный угольник с острым стальным гребнем Шамсури приспосабливает на колене и, положив немного пуха на гребень, протаскивает сквозь зубья тончайшие нити.

— При первом прочесе отделяются короткие волокна. Потом пух промываем в мыльной воде и сушим на воздухе. Сухой, чистый пух прочесываем еще два-три раза, пока не появится блеск. Теперь можно начинать прядение. — Мастерица берет веретено в правую руку, а в левую — горсть уже готового пуха. Быстрым движением пальцев вращает веретено, и вот уже на нем растет холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити.

— Пух спряден, но вязать еще нельзя, — поясняет мастерица. — Пуховую нить сматывают с тонкой нитью натурального шелка, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова. — Шамсури разворачивает сверток с вязанием. На колени падает почти законченная ажурная белая «паутинка».

— Начинаю вязание с тесьмы из сорока пяти зубчиков, потом по длине тесьмы набираю четыреста петель, тут важно не ошибиться, иначе не выйдет рисунок. Да вот, посмотрите сами.

Шамсури надевает очки, привычно прикалывает вязанье булавкой к своему платью — для ровности петли, поясняет она. Тонкие, короткие и острые, как иглы, спицы только мелькают в гибких пальцах. Вяжет ли она простую платочную петлю или делает накид — уловить невозможно.

— А откуда вы узоры берете? — интересуюсь я.

— Узоров много всяких — соты, глухотинка, кошачьи лапки. Каждая вязальщица знает их, издавна из рук в руки они передаются. Вот посмотрите: эти мелкие дырочки называются пшенки, а эти покрупнее — корольки, а цепочные дырочки — мышиные тропки, а вот тут — косорядки. Круг у меня состоит из угольнич-ков, пшенки, рыбок и косорядок, а кайма — из снежинок и глухотинок. — Шамсури расправляет вязание и показывает четыре одинаковых прямоугольника и в центре непохожий на них ромб.

— Это пятикруговой платок. Во время работы я мысленно делю платок на четыре одинаковые части. Расчет делаю в самом начале работы, а потом пальцы сами чуют, какие петли вязать и сколько их надо сделать в каждом ряду. Я ведь с семи лет вяжу. Сначала маме помогала, потом и сама стала «паутинки» вязать. Всех племянниц обучила, а у меня их семь. И как расчет новых рисунков делать, и как каждую петлю провязывать, и чтобы спицы близко к глазам не держали и нить не перекручивали при прядении. Такое наше ремесло. Очень домашнее оно. От потомства к потомству все лучшее передается. От матери — к дочери, от бабушки — к внучке. У нас в Желтом — двести вязальщиц, и все они своим искусством делятся.

Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. Засела в душе корысть — не откроется тебе истинная красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в Приуральских степях!

От быстрых и ловких движений рук мастерицы невозможно отвести глаз. На указательном пальце ее левой руки маленькая, как хрящик, мозоль. По этому месту много лет струится пуховая нить.


Не зря, наверное, говорят: для вязальщицы пух и узоры, что для художника кисти и палитра — «материал один, а талант разный». А мастерство здесь в почете. Недаром каждая пуховница в Оренбуржье мечтает связать платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шелковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.

Провязав последние зубчики, Шамсури затягивает петлю. Теперь платок надо выстирать, отбелить, обшить по зубчикам хлопчатобумажной тесьмой и аккуратно натянуть на деревянную раму.

— Сколько же часов вы вязали эту «паутинку»?

— Трудно сказать. Когда быстрее вяжется, когда медленнее. Работницы оренбургского комбината должны по плану сдать в месяц одну «паутинку» — полтора метра на полтора, и один палантин. Но у меня, бывает, и по два палантина выходит.

Я уже знаю, что «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на всемирных выставках в Канаде и Японии, что она участник многих всероссийских и всесоюзных выставок.

Последний раз оглядываю чистую горницу с высокой кроватью, множеством пышных подушек, красно-синих ковриков и пестрых половичков на светлом, выскобленном до желтизны полу. Правда, говорят, что хорошая мастерица плохо ничего делать не умеет.

Всю обратную дорогу в Саракташ, пока «газик» прыгает по обледенелым буграм проселочной дороги, я неотрывно смотрю на ровную и плоскую степь, на редкие, сизые, не сбросившие инея кустарники карагача и жимолости, на стайки бархатных метелок незасыпанного снегом камыша. На обочине — следы заячьих набегов: две ямки покрупнее вместе и две поменьше врозь, а вот и лисичка пробежала, как машинкой прострочила. Видно, эти-то снежные равнины, крутые морозы да раздольные степные песни помогли оренбургским мастерицам-вязальщицам найти орнамент своего рукоделия, язык и ритм его.

Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан и многотрудному искусству козоводов.

На Оренбуржье пять козоводческих совхозов. Мой путь лежит в «Южный» в Соль-Илецком районе.

Оренбургская пуховая коза. На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Белая безрогая швейцарская; маленькая аспидно-черная африканская; крупная грациозная, с белой шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, приносящая за один окот до пяти козлят и дающая до восьми литров молока в день; безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая. Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

Французский доктор Бернье, путешествовавший в 1664 году по Тибету, увидел там прекрасные ткани и головные уборы, те самые, что иногда попадали на Запад и восхищали торговцев и покупателей. Бернье заинтересовался, откуда берется сырье для этих теплых и изящных изделий, и узнал, что это пух кашмирских коз. Доктор загорелся желанием развести таких коз во Франции. Но прошло немало лет, прежде чем французы начали осуществлять его идею.


В 1818 году за кашмирскими козами отправился профессор-востоковед Жубер. По пути в Тибет он остановился в Одессе и узнал у местных предпринимателей, что между Астраханью и Оренбургом чабаны пасут пуховых коз — потомков кашмирских. Профессор Жубер исследовал пух оренбургской козы и нашел его намного лучше, чем у чистопородной тибетской. Он закупил 1300 коз. Эта огромная отара была пригнана на побережье Черного моря и на корабле отправлена в Марсель. Долгое плавание в тесных и душных трюмах выдержали только четыреста коз и всего несколько козлов. Оставшихся животных холили и берегли, как заповедных зверей, но козы, увы, стали безнадежно терять свои выдающиеся «пуховые» качества и в течение нескольких лет превратились в грубошерстных. Не прижились они и на прекрасных лугах Англии и Латинской Америки, куда также были завезены из России. Стало ясно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, такие, как в оренбургских степях.

Отдав нужные распоряжения, главный зоотехник совхоза предложил посмотреть кошары, где зимуют козы.

— Коза — ласковое и очень привязчивое животное, — рассказывал по пути Михаил Павлович Кутырев. — Раньше бытовало меткое выражение «коза — корова бедняка». В самом деле, удобное и доходное животное. Коза устойчива против эпидемий, непривередлива к еде. Перед нами ставят две главные задачи: первая — дайте больше отличного пуха: вторая — серьезнее ведите племенную работу, растите и умножайте отары оренбургских коз. Поголовье за последние годы у нас в совхозе увеличилось вдвое. А повышение закупочных цен на пух укрепило экономику совхоза. Хозяйство у нас рентабельно давно. От основной отрасли мы получаем до трехсот тысяч рублей ежегодной прибыли.

С сельской улицы мы свернули на прямую и широкую магистраль. По обе стороны — длинные кошары под шиферной крышей, аккуратно побеленные известкой. Двор каждой кошары отгорожен забором от дороги и соседних кошар.

— Это и есть наш козоводческий зимний городок. Здесь козы живут три-четыре месяца, самые холодные.

Входим в один из дворов, заполненный коричневатыми с серыми подпалинами козами. Пахнуло свежим сеном и степным ветром. Двор застелен пшеничной соломой, и на золотистом фоне коричневые козы кажутся акварельными.

Навстречу нам идет румяный человек. Знакомимся. Это хозяин «резиденции» чабан Иван Григорьевич Якубенко. Прошу его рассказать о работе.

— Коза, конечно, большую часть года пасется в степи, но это вовсе не значит, что ее можно и не кормить, — начинает свой рассказ Иван Григорьевич. — У нас чабаны так говорят: с худой козы и пух худой. Корма — забота номер один. В совхозе не жалеют на это средств. Мы с женой сейчас кормим коз сеном, зерном, концентратами. Едят они и ветки ивы, липы, вербы. Пух на козе растет и зреет сам, конечно, но и догляд чабана необходим постоянно. Оставь козу без соли — пух уже не тот, переела белковых — пух совсем захирел, клещи к козе пристали — пропал пух, опоздали козу чесать — пух перезрел.

— Вот посмотрите, — Иван Григорьевич ловит за рог ближайшую козу, которая пристально наблюдает за новым человеком в отаре, — пух закладывается в сентябре — ноябре. Видите, как он уже подрос?

Я дотрагиваюсь до дымчато-шоколадной, мягкой и теплой «одежды» козы и тут же отдергиваю руку — животное резко вздрогнуло. Чабан отпустил козу, и та сразу же смешалась с отарой. Через минуту я уже не могу отличить ее от остальных. У всех маленькие загнутые рога, крошечная бородка и челка. Спина прямая, немного приподнятая сзади, ноги крепкие, невысокие.


Следующий наш визит к чабану Жумабаю Каражанову. Худенький, подвижный, с темным от неистребимого загара лицом, он все пытается поудобнее устроить нас на скамейке.

— Дождь нужен, ветер нужен, мороз крепкий нужен, чтобы пух на козе хороший был, — говорит он хрипловатым от простуды голосом, — и еще честность в работе нужна, очень большая честность. Почему Каражанов сдал 145 килограммов пуха сверх плана? Я валушка два, а то и три раза верну чесальщику — тут, покажу, не дочесал и тут оставил — и заставлю вычесать все до грамма.

Пух чесать — дело трудное. Пытались здесь заменить ручной гребень машиной — пока не вышло. И ныне чешут вручную. Норма — десять-двенадцать коз за смену. В совхозе тысячи коз, обработать их надо быстро., в течение двух недель, не то пух перезреет. Чешут коз дважды — в феврале и марте. Пух первой чески самый ценный. Пух оренбургской козы эластичен, легок, нежен, пушист, у него низкая теплопроводность. По тонине (тонкости) и. шелковистости он не уступает пуху ангорскому.

Должно быть, в защиту от лютого зимнего холода и от немилосердной летней жары растет на козах подшерсток — пух — то самое сказочное ,руно, из которого вяжут знаменитый оренбургский платок.

— Поглажу козу по спине, если пух в руке останется — неотложно чесать надо, — продолжает Жумабай Каражанович. — Да и сама она знак подает, трется, чешется о камни или кустарник. В теплую зиму линька наступает раньше, чем в холодную. Пух быстрее созревает у коз с хорошей упитанностью, у взрослых животных раньше, чем у молодняка, у козлов позже, чем у маток. Нельзя коз долго держать в теплых кошарах — пух прекращает расти.

Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые платки и белые «паутинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рождается оренбургский платок-ручной работы, слава которого не стареет.

Как правильно вязать пуховые платки

Чтобы зимой не было холодно, а шею не продували промозглые ветра, можно поменять обычный шарф на теплый пуховый платок. В нем вам всю зиму будет тепло и комфортно. Такой платок вы легко можете сделать своими руками. Если вы решили связать пуховый платок, то приготовьтесь к тому, что у этой работы довольно много этапов. Вы должны обладать самыми простыми навыками вязания спицами. Для выполнения работы вам потребуются спицы №2 и 300-400 граммов пуха.

Прежде всего, приготовьте пух для предстоящей работы. Процесс подготовки пуха довольно долгий и трудоёмкий, и вот что вам предстоит сделать:

1. Переберите пух, уберите всевозможный мусор, такой, как жёсткие волосы, опилки и т.д.
2. Теперь расщипайте пух перед тем, как начать стирать его.
3. Промойте пух в тёплой воде с шампунем, прополощите два раза, высушите.
4. Снова расщипайте пух, прочешите его вручную специальной гребёнкой.
5. Перемешайте (чтобы цвет пуха получился равномерным), ещё два раза расчешите.

Теперь приступайте к изготовлению пряжи. Начните прясть тонкую ниточку на тоненький платок (который ещё называют палантин), на обычный платок прядите нить потолще. Ориентируйтесь на то, что на один платок уйдёт от 300 до 500 граммов пуха.

Теперь нитку соберите в мотки. Затем нитки пересучите и смотайте в клубки.

Сейчас приступите непосредственно к вязанию платка. Существует множество способов вязания платков, но в данной инструкции мы будем ориентироваться на платок, у которого будет сплошная середина и красивый узорчатый край. Это более-менее простой способ и подходит для того, чтобы потренироваться.

Начните вязать с середины. Наберите необходимое количество петель плюс ещё две кромочные петли. Набирайте петли на две спицы и в одну нить. Количество петель делайте согласно размеру платка, который вы хотите получить в итоге. Например, для платка размером 120х120 см. вам потребуется 200-230 петель.

Во всех следующих рядах снимайте, не провязывая, кромочную петлю в начале ряда. Спицу вводите справа налево, при этом во время работы рабочую нить держите на указательном пальце. Кромочную петлю в конце ряда провязывайте как изнаночную.

Чтобы получить квадратную серединку, количество рядов делайте больше, чем количество петель в ряду.

Теперь начинайте вязать кайму. Вяжите её только лицевыми петлями, как и серединку. Наберите 5 петель плюс две кромочные, провяжите изнаночный ряд. Во всех остальных рядах снимайте, не провязывая. Кромочную петлю в начале ряда, вводите спицу справа налево, рабочую нить держите на указательном пальце. Кромочную в конце ряда провязывайте как изнаночную.

Когда вы свяжете серединку и кайму, то их нужно соединить. Лучше всего это сделать с использованием дополнительной нити. Для соединения на левую спицу наберите кромочные петли одной стороны середины, а на правую спицу – кромочные петли каймы.

Теперь с правой спицы перекиньте петлю на левую, провяжите эти две петли как одну. Перекиньте две петли на левую спицу и провяжите три петли как одну. Продолжайте вязать так до конца каймы. Следующую кайму привязывайте параллельно первой, а две другие – привязывайте полностью, набрав на спицы вместе с углами.

Автор: Анастасия Лукьянова

Почти месяц жизни на пуховый платок!
Оренбургские платки, связанные вручную опытными мастерицами – настоящее произведение искусства. Известно, что процесс создания пухового платка пуховязальщицами состоит из большого числа трудоемких кропотливых операций, отнимающих немало сил и времени.
Давайте примерно рассчитаем сколько дней нужно мастерице, чтобы связать теплый и практичный пуховый платок (как на фото ниже) с массой 350 грамм.

Допустим, что козий пух был уже начесан с оренбургских коз, и была проведена предварительная отборка пуха от волоса, семян растений и прочих примесей.

Вот какие последовательные операции необходимы для создания оренбургского платка ручной работы:
Делается первый прочес пуха на гребнях (не менее 20 часов работы), далее идет второй прочес (10 часов), затем пуховая нить прядется веретенами (20 часов), отращивается с х/б пряжей в соотношении примерно 6:1 (12 часов), потом происходит кручение на веретенах (8 часов), мотка в клубки (2 часа), традиционное вязание спицами пухового платка (не менее 100 часов) и на окончательную отделку платка уходит около 4 часов.

Конечно, наши расчеты довольно приблизительны, и у каждой пуховязальщицы процесс будет занимать разное время, но те 176 часов, которые получились у нас — составляют 22 полных рабочих дня. И это на оренбургский платок с площадью чуть больше квадратного метра! А ведь мастерицы зачастую вяжут платки и бОльших размеров, работая с вдохновением, вкладывая в свое ремесло много любви, инициативы, художественных замыслов и вкуса.

Узоры для вязания оренбургских платков

Основные элементы рисунков оренбургских пуховых платков, косынок, шалей и паутинок.

Этот оренбургский узор называется “косорядки”. Рукодельницы его используют для вязания ромбов в
центральной части оренбургского пухового платка.

Этот основной элемент оренбургских узоров – называется“Червонки”. Он замечательно подходит для украшения каймы пуховых платков.Складывая элементы узоров друг с другом, можно самостоятельно разработать замечательную собственную схему для пухового оренбургского платка!

“Соты” подходят практически для любой части оренбургского платка, в которой есть желание связать повторяющийся узор.

“Гармошка” – распространенный узор, используемый для заполнения рамок и уголков пуховых оренбургских платков

Узор “Кошачьи лапки” – часто применяется для заполнения углов оренбургских пуховых платков

“Мышиными следами” заполняют как правило уголки и украшают кайму оренбургских пуховых платков.

“Клубничка” – этот оренбургский узор подходит для украшения каймы пуховых платков и заполнения их углов.“Рыбий глаз”. Этот крестообразный узор, порой назвают также “Рыбка”. Его также как и “Горошек” вяжут на лицевых и изнаночных рядах. Этим старинным русским узором можно украшать любую часть Вашего оренбургского платка.


Нажав на схему, и увеличив тем самым ее, Вы сможете сохранить ее и распечатать в большем размере. При вязании этого узора пуховой шали или платка советуем зачеркивать номера связанных рядов на распечатанной схеме.

“Горошек” является одним из самых старинных элементов узоров.

Этот оренбургский узор вяжут на лицевых и изнаночных рядах, им часто украшают кайму пухового платка, а также заполняют углы.

Кликнув мышкой на схему, Вы сможете увеличить ее размер, сохранить ее у себя на диске, чтобы затем спокойно распечатать эту схему. При вязке оренбургского узора рекомендуем зачеркивать номера связанных рядов на схеме, чтобы не ошибиться и не связать один и тот же ряд дважды, что часто бывает у начинающих рукодельниц.

Ниже приведены ссылки на схемы вязания пуховых изделий, созданные рукодельницами из разных стран (все тексты и описания – на английском языке)

Оренбургский пуховый платок: народный промысел

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка)

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха)

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко)

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка)

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб — основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее — бантики, снежинки, сосенки.

Добавить комментарий